Психология / Психология общения

Разделы психологии

Психология общения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средства передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса. В социальной психологии большое внимание уделяется межличностному общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между двумя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике, здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, то есть на установки, ценности, мотивы, каждого из них как активного субъекта. Поэтому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совместное постижение предмета, поэтому в нем даны в единстве деятельность, общение и познание. Специфичными являются и возникающие коммуникативные барьеры, порождаемые либо социальными факторами (политические, социальные или религиозные различия между партнерами), либо индивидуальными психологическими особенностями общающихся (их «закрытоеть» или «открытость» к общению). Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. В трансактном анализе обозначены условия эффективности интеракции: согласование позиции, занимаемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватного для каждой ситуации. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: кооперация или. конкуренция и особый случай взаимодействия — конфликт. В отечественной социальной психологии интерактная сторона общения рассматривается в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Рассмотренные в единстве три стороны общения создают важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Поэтому существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, совершенствования навыков к нему, особенно необходимых тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением (руководители, педагоги, врачи и пр.).


Краткий психологический словарь. — Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.


Общение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Головин С.Ю. - Словарь практического психолога
 
Скачать книги по психологии общения 
Фильтр по автору     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Думка а. Стратегии коммуникации 2167
2 Сакова З.В. Искусство оратора 1545
3 Гласе Л. - Вербальная самозащита 1702
4 Аксенов д.В., борисова в.А. - Гений общения 2103
5 Сопер - Основы искусства речи 1756
6 Аристотель риторика 1151
7 Бабиева Н.С. - Особенности общения лиц с недостатками слуховой функции в производственных коллективах 897
8 Бережнова Н.Д. - Влияние стилей педагогического общения 1043
9 Борисова - Говори и властвуй 1643
10 Бредемайер К - Искусство словесной атаки 1482
11 Бредемайер к. Черная риторика 998
12 Уильям Юри Преодолевая НЕТ или Переговоры с трудными людьми 1493
13 Федорович - Мастер общения. Советы практикующего психолога 1635
14 Филатова. Искусство понимать себя и окружающих 1425
15 Шахиджанян Владимир - Учимся говорить публично 1316
16 Авессалом Подводный - Искусство общения 1645
17 Аксенов - Гений Общения 1577
18 Стешов А.В. - Как победить в споре 1413
19 Евсеева А.Н. - Психологический климат семейного общения как фактор развития я-концепции ребенка 1392
20 Егидес А П Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми 1382
21 Егидес А. П. - Психотехника синтонного общения 915
22 ЖУРАВЛЕВ - Анализ коммуникаций в качественном интервью 1023
23 ЗАРЕЦКАЯ - Риторика и практика речевой коммуникации 1212
24 Рождественский Ю.В. - Теория риторики 1454
25 Русское и французское коммуникативное поведение 1345
26 Аллан Пиз - Говорите точно 1385
27 Аллан Пиз, Алан Гарнер - Язык Разговора 1159
28 Альберти Р. Е., Эммонс М. Л.Умейте постоять за себя 1755
29 Анухидий Думка - Стратегии коммуникации 907
30 Григорьева - Основы конструктивного общения 1464
31 СИТHИКОВ Алексей Петрович - Hовые подходы эффективной коммун 1133
32 Соколов А. Общая теория социальной коммуникации 1468
33 Ситников А. - Новые подходы эффективной коммуникации стенограмма семинара 1027
34 Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания 1245
35 Введенская Л.А. - Культура речи. Учебник 2760
36 Вердербер К., Вердербер В. - Психология общения 2592
37 Гайворонская г.C. Инфокоммуникации 969
38 Георгий Почепцов - Теория коммуникаций 1063
39 Иванова С.Ф. - Специфика публичной речи 1525
40 Касаткин с. Мастер общения 1406
41 Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. - ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР. микроструктура общения 1288
42 Куракина - Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского 868
43 Лаундес - Как говорить 1110
44 Леммерман X. - Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями 1047
45 Любимов а. Мастерство коммуникации 2. Часть 1 1364
46 Любимов а. Мастерство коммуникации 2. Часть 2 824
47 Любимов а. Мастерство коммуникации. Часть 1 929
48 Любимов а. Мастерство коммуникации. Часть 2 910
49 Майкл К. Дональдсон, Мими Дональдсон Умение вести переговоры для чайников 2206
50 Никольская С. Т. - Техника Речи 1230
51 Поварнин С. - Спор О теории и практике спора 1082
52 Поварнин С.И. - Искусство спора. О теории и практике спора 963
53 Почепцов Г. - Теория коммуникации 1229
 
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты