Психология / Клиническая психология

Разделы психологии

Клиническая психология
Клиническая психология - дисциплина, которая включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.
 
Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).

Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности — с фактами, выводимыми «методом прецедента», т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study — детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).

Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

 

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

 
Скачать книги по клинической психологии 
Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Александровский Ю. А. - Пограничные психические расстройства 1421
2 Бауманн Урс, Перре Майнрад - Клиническая психология 1768
3 Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология 2982
4 Борис Дмитриевич Карвасарский и др. Клиническая психология 1230
5 Братусь Б. С. - Аномалии личности 1066
6 Ганнушкин П.Б. - Клиника психопатий 1144
7 Заякин Ю. Ю. - Взаимосвязь клинических особенностей невротических и шизотипических расстройств с внутренней картиной болезни 911
8 Змановская Е. В. - Девиантология 1717
9 Змушко, Белозеров, Митин - Клиническая иммунология 871
10 Карвасарский Б.Д. - Клиническая психология 1378
11 Киппер Дэвид - Клинические ролевые игры и психодрама 989
12 Клинические описания и диагностические указания 900
13 Леонгард Карл - Акцентуированные личности 982
14 Личко А.Е. - Психопатии и акцентуации характера у подростков 1569
15 Мак-Вильямс Н. - Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе 1289
16 Менделевич В.Д. - Клиническая (медицинская) психология 2168
17 Н. Репина, Д. Воронцов, И. Юматова. Основы клинической психологии 1117
18 Питерс Тео - Аутизм (от теоретического понимания к педагогическому воздействию) 905
19 Психические болезни и общение с душевнобольными 1065
20 Репина Н., Воронцов Д., Юматова И. - Основы клинической психологии 2638
21 Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии 945
22 Романовский В А - Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии 880
23 Тиганов А.С.- Руководство по психиатрии 1427
24 Урс Бауманн - Клиническая психология 973
25 Хорни К. - Невроз и личностный рост 974
26 Юдин Т.И. - Психопатические конституции 828
27 Юнг К. Г. - Работы по психиатрии 798
28 Юрьева - Клиническая суицидология 1236
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты