Психология / Детская психология

Разделы психологии

Детская психология
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

 

Детская психология - (англ. child psychology)отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). 

 

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

 

Скачать книги по детской психологии
Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Абраменкова В.В. - Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства 2407
2 Адлер Б. Перехитрим малыша 2013
3 Айванхов о. Воспитание, начинающееся до рождения 1564
4 Ануфриев а.Ф., костромина с.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей 4102
5 Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей 2084
6 Байярд Роберт Т., Байярд Джин - Ваш беспокойный подросток 1458
7 Баллон А. Психическое развитие ребенка 1928
8 Бенджамин СПОК - Ребенок и уход за ним 2081
9 Берко Д.В. - Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек 1586
10 Бертин а. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях 1438
11 Богачева Дубягин - Школа выживания 1340
12 Бочкарева Г.Г. - Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей 1769
13 Валлон А. - Истоки характера у детей (часть III. Самосознание) 1445
14 Вахромов е. Е. Побег подростков из дома 1186
15 Винникотт Д.В. - Маленькие дети и их матери 1565
16 Владимир Антонов - Дети 1286
17 Войтинас з. Кто они -Дети индиго 1262
18 Волков Г.Н. Этнопедагогика 2447
19 Гаррисон с. Счастливый ребенок 1690
20 Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком 1922
21 Гленн Доман - Гармоничное развитие ребенка 1653
22 Грей д. Дети с небес 1606
23 Гриндер М. Исправление школьного конвеера 1230
24 Гуружапов В.А. - Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми 1194
25 Гуружапов В.А. - Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 1059
26 Гуружапов В.А. - Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми 964
27 Детские болезни уход за детьми В.П. Бисярина 1458
28 Джеймс Твайман – Если ваш ребенок не такой, как все 1255
29 Дэвид Чемберлен - Разум вашего новорожденного ребенка 1371
30 Ефимкина Р. П. - Детская психология 1951
31 Забота о детях индиго 1233
32 Захаров А.И. - Происхождение детских неврозов и психотерапия 2152
33 Захаров а.И. Неврозы у детей и подростков 1576
34 Звездные дети 1099
35 И. В.Дубровина Психокорекционная и разв работа с детьми 1317
36 Кабанова А. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного 1882
37 Кволс Кэтрин - Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания 1805
38 Коломинский. Учителю о психологии детей 1506
39 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1443
40 Круковер в. Воспитание подростка 1094
41 Л. С. Выготский. - Проблема культурного развития ребенка 1298
42 Л.Ф. Обухова - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1154
43 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 1 2372
44 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 2 1421
45 Леви в. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок 1302
46 Леви В.Л. - Нестандартный ребенок 1545
47 Лепская. Речевое развитие ребенка 1823
48 Личко А.Е. - Психопатии и акцентуации характера у подростков 1315
49 Людмила Перельштейн - Осторожно, дети! или пособие для родителей, способных удивляться 1417
50 Марцинковская Т. Д. - История детской психологии 1546
51 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология 2253
52 Масару Ибука. После трех уже поздно 1486
53 Мегре в. Кто воспитывает наших детей 1250
54 Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я 1196
55 Миллс Дж., Кроули Р. - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка 1675
56 Миншул р. Как сделать своих детей счастливыми 1398
57 Мэш Э., Вольф Д. ''Детская патопсихология'' 1668
58 Н. Н. Поддьякова Развитие мышления и умственное воспитание 1847
59 Непомнящая Н. И. Становление личности 1500
60 Никитин б. Мы и наши дети 1366
61 Никитин б.П. Развивающие игры 1640
62 Никитин б.П., никитина л.А. Резервы здоровья наших детей 1452
63 Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология 2120
64 Обухова Л.Ф. - Детская психология. Теория, факты, проблемы 3222
65 Обухова Л.Ф. - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1056
66 Оклендер В. - Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии 1654
67 ОШО - Новый ребенок 1234
68 Перельштейн л. Осторожно - Дети 1330
69 Потапова А.В., Нартова-Бочавер - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 1499
70 Р.П. Ефимкина - Детская психология (методические указания) 1356
71 Разум вашего новорожденного ребенка 1118
72 Росс к. Как любить своего подростка 1129
73 Росс к. Как на самом деле любить детей 1231
74 Росс к. Как справляться с гневом ребенка 1340
75 Ротер м., шук д. Учиться видеть 1164
76 С.А.БЕЛИЧЕВА Основы превентивной психологии 1212
77 Савенков а.И. Одаренные дети в детском саду и школе 2759
78 СИМОНЕ ХАРЛАНД - Гиперактивный или сверходаренный 1245
79 Соколов В.Л. - Развитие теоретического мышления младших подростков 1189
80 Соколов Д. - Сказки и сказкотерапия 1519
81 Т.Д. Марцинковской Детская практическая психология 1450
82 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. 2684
83 Фесюкова Л.Б. - Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста 2118
84 Фролов Ю.И. - Психология подростка (хрестоматия) 3137
85 Хайди Кедьюсон - Практикум по игровой психотерапии 1809
86 Эда Ле Шан - Когда ваш ребенок сводит вас с ума 1585
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты