Психология / Детская психология

Разделы психологии

Детская психология
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

 

Детская психология - (англ. child psychology)отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). 

 

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

 

Скачать книги по детской психологии
Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Абраменкова В.В. - Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства 3597
2 Адлер Б. Перехитрим малыша 3139
3 Айванхов о. Воспитание, начинающееся до рождения 2645
4 Ануфриев а.Ф., костромина с.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей 5458
5 Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей 3309
6 Байярд Роберт Т., Байярд Джин - Ваш беспокойный подросток 2503
7 Баллон А. Психическое развитие ребенка 3264
8 Бенджамин СПОК - Ребенок и уход за ним 3211
9 Берко Д.В. - Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек 2870
10 Бертин а. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях 2538
11 Богачева Дубягин - Школа выживания 2472
12 Бочкарева Г.Г. - Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей 3266
13 Валлон А. - Истоки характера у детей (часть III. Самосознание) 2605
14 Вахромов е. Е. Побег подростков из дома 2303
15 Винникотт Д.В. - Маленькие дети и их матери 2655
16 Владимир Антонов - Дети 2400
17 Войтинас з. Кто они -Дети индиго 2378
18 Волков Г.Н. Этнопедагогика 3654
19 Гаррисон с. Счастливый ребенок 2869
20 Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком 3149
21 Гленн Доман - Гармоничное развитие ребенка 2751
22 Грей д. Дети с небес 2794
23 Гриндер М. Исправление школьного конвеера 2272
24 Гуружапов В.А. - Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми 2239
25 Гуружапов В.А. - Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 2063
26 Гуружапов В.А. - Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми 1948
27 Детские болезни уход за детьми В.П. Бисярина 2608
28 Джеймс Твайман – Если ваш ребенок не такой, как все 2448
29 Дэвид Чемберлен - Разум вашего новорожденного ребенка 2445
30 Ефимкина Р. П. - Детская психология 3166
31 Забота о детях индиго 2309
32 Захаров А.И. - Происхождение детских неврозов и психотерапия 3407
33 Захаров а.И. Неврозы у детей и подростков 2713
34 Звездные дети 2249
35 И. В.Дубровина Психокорекционная и разв работа с детьми 2447
36 Кабанова А. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного 3047
37 Кволс Кэтрин - Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания 3009
38 Коломинский. Учителю о психологии детей 2631
39 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 2570
40 Круковер в. Воспитание подростка 2102
41 Л. С. Выготский. - Проблема культурного развития ребенка 2412
42 Л.Ф. Обухова - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 2313
43 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 1 3588
44 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 2 2721
45 Леви в. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок 2348
46 Леви В.Л. - Нестандартный ребенок 2720
47 Лепская. Речевое развитие ребенка 3177
48 Личко А.Е. - Психопатии и акцентуации характера у подростков 2436
49 Людмила Перельштейн - Осторожно, дети! или пособие для родителей, способных удивляться 2507
50 Марцинковская Т. Д. - История детской психологии 2723
51 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология 3434
52 Масару Ибука. После трех уже поздно 2586
53 Мегре в. Кто воспитывает наших детей 2347
54 Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я 2282
55 Миллс Дж., Кроули Р. - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка 2872
56 Миншул р. Как сделать своих детей счастливыми 2492
57 Мэш Э., Вольф Д. ''Детская патопсихология'' 2844
58 Н. Н. Поддьякова Развитие мышления и умственное воспитание 3021
59 Непомнящая Н. И. Становление личности 2697
60 Никитин б. Мы и наши дети 2479
61 Никитин б.П. Развивающие игры 2775
62 Никитин б.П., никитина л.А. Резервы здоровья наших детей 2637
63 Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология 3348
64 Обухова Л.Ф. - Детская психология. Теория, факты, проблемы 4516
65 Обухова Л.Ф. - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 2157
66 Оклендер В. - Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии 2757
67 ОШО - Новый ребенок 2353
68 Перельштейн л. Осторожно - Дети 2413
69 Потапова А.В., Нартова-Бочавер - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 2697
70 Р.П. Ефимкина - Детская психология (методические указания) 2459
71 Разум вашего новорожденного ребенка 2119
72 Росс к. Как любить своего подростка 2123
73 Росс к. Как на самом деле любить детей 2301
74 Росс к. Как справляться с гневом ребенка 2480
75 Ротер м., шук д. Учиться видеть 2202
76 С.А.БЕЛИЧЕВА Основы превентивной психологии 2345
77 Савенков а.И. Одаренные дети в детском саду и школе 4108
78 СИМОНЕ ХАРЛАНД - Гиперактивный или сверходаренный 2367
79 Соколов В.Л. - Развитие теоретического мышления младших подростков 2269
80 Соколов Д. - Сказки и сказкотерапия 2617
81 Т.Д. Марцинковской Детская практическая психология 2568
82 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. 3934
83 Фесюкова Л.Б. - Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста 3450
84 Фролов Ю.И. - Психология подростка (хрестоматия) 4559
85 Хайди Кедьюсон - Практикум по игровой психотерапии 3023
86 Эда Ле Шан - Когда ваш ребенок сводит вас с ума 2628
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты