Психология / Детская психология

Разделы психологии

Детская психология
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

 

Детская психология - (англ. child psychology)отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). 

 

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

 

Скачать книги по детской психологии
Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Абраменкова В.В. - Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства 2304
2 Адлер Б. Перехитрим малыша 1873
3 Айванхов о. Воспитание, начинающееся до рождения 1405
4 Ануфриев а.Ф., костромина с.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей 3972
5 Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей 1968
6 Байярд Роберт Т., Байярд Джин - Ваш беспокойный подросток 1354
7 Баллон А. Психическое развитие ребенка 1788
8 Бенджамин СПОК - Ребенок и уход за ним 2008
9 Берко Д.В. - Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек 1498
10 Бертин а. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях 1322
11 Богачева Дубягин - Школа выживания 1188
12 Бочкарева Г.Г. - Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей 1639
13 Валлон А. - Истоки характера у детей (часть III. Самосознание) 1352
14 Вахромов е. Е. Побег подростков из дома 1091
15 Винникотт Д.В. - Маленькие дети и их матери 1448
16 Владимир Антонов - Дети 1161
17 Войтинас з. Кто они -Дети индиго 1180
18 Волков Г.Н. Этнопедагогика 2336
19 Гаррисон с. Счастливый ребенок 1543
20 Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком 1780
21 Гленн Доман - Гармоничное развитие ребенка 1497
22 Грей д. Дети с небес 1456
23 Гриндер М. Исправление школьного конвеера 1074
24 Гуружапов В.А. - Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми 1065
25 Гуружапов В.А. - Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 993
26 Гуружапов В.А. - Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми 920
27 Детские болезни уход за детьми В.П. Бисярина 1286
28 Джеймс Твайман – Если ваш ребенок не такой, как все 1145
29 Дэвид Чемберлен - Разум вашего новорожденного ребенка 1282
30 Ефимкина Р. П. - Детская психология 1762
31 Забота о детях индиго 1092
32 Захаров А.И. - Происхождение детских неврозов и психотерапия 2001
33 Захаров а.И. Неврозы у детей и подростков 1443
34 Звездные дети 993
35 И. В.Дубровина Психокорекционная и разв работа с детьми 1221
36 Кабанова А. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного 1787
37 Кволс Кэтрин - Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания 1705
38 Коломинский. Учителю о психологии детей 1357
39 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1352
40 Круковер в. Воспитание подростка 1034
41 Л. С. Выготский. - Проблема культурного развития ребенка 1179
42 Л.Ф. Обухова - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1069
43 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 1 2232
44 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 2 1250
45 Леви в. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок 1141
46 Леви В.Л. - Нестандартный ребенок 1381
47 Лепская. Речевое развитие ребенка 1642
48 Личко А.Е. - Психопатии и акцентуации характера у подростков 1174
49 Людмила Перельштейн - Осторожно, дети! или пособие для родителей, способных удивляться 1313
50 Марцинковская Т. Д. - История детской психологии 1414
51 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология 2095
52 Масару Ибука. После трех уже поздно 1332
53 Мегре в. Кто воспитывает наших детей 1120
54 Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я 1045
55 Миллс Дж., Кроули Р. - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка 1575
56 Миншул р. Как сделать своих детей счастливыми 1274
57 Мэш Э., Вольф Д. ''Детская патопсихология'' 1526
58 Н. Н. Поддьякова Развитие мышления и умственное воспитание 1718
59 Непомнящая Н. И. Становление личности 1352
60 Никитин б. Мы и наши дети 1261
61 Никитин б.П. Развивающие игры 1517
62 Никитин б.П., никитина л.А. Резервы здоровья наших детей 1276
63 Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология 1963
64 Обухова Л.Ф. - Детская психология. Теория, факты, проблемы 3025
65 Обухова Л.Ф. - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1007
66 Оклендер В. - Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии 1600
67 ОШО - Новый ребенок 1137
68 Перельштейн л. Осторожно - Дети 1207
69 Потапова А.В., Нартова-Бочавер - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 1389
70 Р.П. Ефимкина - Детская психология (методические указания) 1252
71 Разум вашего новорожденного ребенка 1065
72 Росс к. Как любить своего подростка 1063
73 Росс к. Как на самом деле любить детей 1163
74 Росс к. Как справляться с гневом ребенка 1237
75 Ротер м., шук д. Учиться видеть 1077
76 С.А.БЕЛИЧЕВА Основы превентивной психологии 1142
77 Савенков а.И. Одаренные дети в детском саду и школе 2634
78 СИМОНЕ ХАРЛАНД - Гиперактивный или сверходаренный 1138
79 Соколов В.Л. - Развитие теоретического мышления младших подростков 1109
80 Соколов Д. - Сказки и сказкотерапия 1449
81 Т.Д. Марцинковской Детская практическая психология 1330
82 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. 2583
83 Фесюкова Л.Б. - Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста 2037
84 Фролов Ю.И. - Психология подростка (хрестоматия) 2976
85 Хайди Кедьюсон - Практикум по игровой психотерапии 1672
86 Эда Ле Шан - Когда ваш ребенок сводит вас с ума 1518
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты