Психология / Детская психология

Разделы психологии

Детская психология
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

 

Детская психология - (англ. child psychology)отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). 

 

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

 

Скачать книги по детской психологии
Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Абраменкова В.В. - Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства 3196
2 Адлер Б. Перехитрим малыша 2719
3 Айванхов о. Воспитание, начинающееся до рождения 2273
4 Ануфриев а.Ф., костромина с.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей 5027
5 Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей 2893
6 Байярд Роберт Т., Байярд Джин - Ваш беспокойный подросток 2096
7 Баллон А. Психическое развитие ребенка 2832
8 Бенджамин СПОК - Ребенок и уход за ним 2794
9 Берко Д.В. - Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек 2452
10 Бертин а. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях 2140
11 Богачева Дубягин - Школа выживания 2071
12 Бочкарева Г.Г. - Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей 2815
13 Валлон А. - Истоки характера у детей (часть III. Самосознание) 2223
14 Вахромов е. Е. Побег подростков из дома 1903
15 Винникотт Д.В. - Маленькие дети и их матери 2265
16 Владимир Антонов - Дети 1971
17 Войтинас з. Кто они -Дети индиго 1949
18 Волков Г.Н. Этнопедагогика 3238
19 Гаррисон с. Счастливый ребенок 2472
20 Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком 2705
21 Гленн Доман - Гармоничное развитие ребенка 2349
22 Грей д. Дети с небес 2361
23 Гриндер М. Исправление школьного конвеера 1895
24 Гуружапов В.А. - Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми 1861
25 Гуружапов В.А. - Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 1689
26 Гуружапов В.А. - Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми 1570
27 Детские болезни уход за детьми В.П. Бисярина 2214
28 Джеймс Твайман – Если ваш ребенок не такой, как все 2055
29 Дэвид Чемберлен - Разум вашего новорожденного ребенка 2032
30 Ефимкина Р. П. - Детская психология 2762
31 Забота о детях индиго 1890
32 Захаров А.И. - Происхождение детских неврозов и психотерапия 3017
33 Захаров а.И. Неврозы у детей и подростков 2328
34 Звездные дети 1785
35 И. В.Дубровина Психокорекционная и разв работа с детьми 2027
36 Кабанова А. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного 2626
37 Кволс Кэтрин - Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания 2584
38 Коломинский. Учителю о психологии детей 2223
39 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 2180
40 Круковер в. Воспитание подростка 1705
41 Л. С. Выготский. - Проблема культурного развития ребенка 2017
42 Л.Ф. Обухова - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1900
43 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 1 3185
44 Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. Глава 2 2308
45 Леви в. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок 1979
46 Леви В.Л. - Нестандартный ребенок 2311
47 Лепская. Речевое развитие ребенка 2767
48 Личко А.Е. - Психопатии и акцентуации характера у подростков 2053
49 Людмила Перельштейн - Осторожно, дети! или пособие для родителей, способных удивляться 2092
50 Марцинковская Т. Д. - История детской психологии 2340
51 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология 3040
52 Масару Ибука. После трех уже поздно 2195
53 Мегре в. Кто воспитывает наших детей 1965
54 Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я 1896
55 Миллс Дж., Кроули Р. - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка 2492
56 Миншул р. Как сделать своих детей счастливыми 2089
57 Мэш Э., Вольф Д. ''Детская патопсихология'' 2435
58 Н. Н. Поддьякова Развитие мышления и умственное воспитание 2622
59 Непомнящая Н. И. Становление личности 2300
60 Никитин б. Мы и наши дети 2069
61 Никитин б.П. Развивающие игры 2362
62 Никитин б.П., никитина л.А. Резервы здоровья наших детей 2239
63 Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология 2931
64 Обухова Л.Ф. - Детская психология. Теория, факты, проблемы 4093
65 Обухова Л.Ф. - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка 1736
66 Оклендер В. - Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии 2359
67 ОШО - Новый ребенок 1942
68 Перельштейн л. Осторожно - Дети 2012
69 Потапова А.В., Нартова-Бочавер - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА 2268
70 Р.П. Ефимкина - Детская психология (методические указания) 2057
71 Разум вашего новорожденного ребенка 1721
72 Росс к. Как любить своего подростка 1723
73 Росс к. Как на самом деле любить детей 1899
74 Росс к. Как справляться с гневом ребенка 2071
75 Ротер м., шук д. Учиться видеть 1812
76 С.А.БЕЛИЧЕВА Основы превентивной психологии 1946
77 Савенков а.И. Одаренные дети в детском саду и школе 3704
78 СИМОНЕ ХАРЛАНД - Гиперактивный или сверходаренный 1955
79 Соколов В.Л. - Развитие теоретического мышления младших подростков 1872
80 Соколов Д. - Сказки и сказкотерапия 2211
81 Т.Д. Марцинковской Детская практическая психология 2198
82 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. 3498
83 Фесюкова Л.Б. - Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста 2958
84 Фролов Ю.И. - Психология подростка (хрестоматия) 4146
85 Хайди Кедьюсон - Практикум по игровой психотерапии 2627
86 Эда Ле Шан - Когда ваш ребенок сводит вас с ума 2238
Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты