Психология / Ж / Житейское понятие

Психологические термины

Житейское понятие

Психологический словарь - Ж


ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ (англ. everyday concept) — традиционно понимается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие-представление, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Син. спонтанное (Ж. Пиаже), эмпирическое, детское понятие.

Л. С. Выготский считал, что основное различие между Житейским понятием и научным заключается в пути их развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия «брат» по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы «прорастает внутрь». Это различие нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с развитием научных понятий. Более того, в мыслях, напр. младших школьников, нельзя отделить понятия, приобретенные в «школе», от понятий, приобретенных «дома», однако «с т. зр. динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где др. уже относительно созрело» (Выготский).

А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и Житейское понятие и противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью «отношением прямой отнесенности». Так, для ребенка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, напр., рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил (ср. Деконтекстуализация). Научное понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется "переливание" понятия в др. понятия» (Леонтьев). Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое существенное отличие спонтанных понятий от неспонтанных — в данности первых вне системы. См. Мышление комплексное, Обобщение, Предпонятие, Псевдопонятие. (И. А. Мещерякова.)

 

ПОНЯТИЕ ЖИТЕЙСКОЕ - мыслительное и речевое обобщение, формируемое без специального обучения, при естественном овладении некоей областью предметной, в коем оказываются слитыми существенные и несущественные признаки.

Согласно Л. С. Выготскому, понятие житейское развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними - как принадлежащими к определенным классам; тогда как развитие понятия научного идет сверху вниз, начинаясь со словесного определения.





 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты