Психология / Возрастная психология / ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология

Разделы психологии

ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология

Книги по психологии - Возрастная психология


ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология

 

Содержание и структура учебного пособия включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Практически каждый крупный западный университет имеет свой оригинальный вариант. Как правило, это объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобщающие огромное количество научных исследований, некоторые из них переведены на русский язык. Однако ни в одной из этих понастоящему интересных книг мы не встречаем анализа целостной концепции детского развития, разработанной Л.С. Выготским и его последователями, которая является
истинной гордостью и подлинным достижением отечественной психологии.

 

Отсутствие знаний о столь существенной концепции заставляет нас считать, что любой зарубежный учебник не отражает современного уровня психологических знаний о развитии ребенка в полной мере.

Отечественные учебники по детской психологии невелики по объему и бедны иллюстративным материалом.
К тому же им тоже присущ содержательный недостаток: обобщая опыт, накопленный в нашей науке, они дают весьма слабое представление о достижениях современной зарубежной психологии. Предлагаемая вниманию читателя книга и создавалась в основном для того, чтобы восполнить эти пробелы и представить в уравновешенном и полном виде многообразные подходы к пониманию психологического развития ребенка, которые были разработаны в XX веке, то есть за весь период существования детской психологии как отдельной научной дисциплины.
Изложение материала опирается на несколько основных принципов.

Это прежде всего принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. В книге анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории  детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как
науки.

Второй принцип, положенный в основу выбора анализируемых концепций детского развития, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психологического развития. Изменения в представлениях о психическом развитии всегда связаны с появлением новых методов исследования. «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка, — писал Л.С. Выготский. — Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые
стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской
психологии в аспекте культурного развития». Именно этот принцип, эта установка Л.С. Выготского позволила проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до
современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме,
объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конференции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития — все
эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития и методов его исследования.

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты