Психология / Возрастная психология / МУХИНА Возрастная психология

Разделы психологии

МУХИНА Возрастная психология

Книги по психологии - Возрастная психология


МУХИНА Возрастная психология

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

 

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен­тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо­сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно­стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

 

Оглавление

От автора................................................................................................3

Введение..................................................................................................4

Раздел I. Феноменология развития ............................................................7

Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие..................9

§ 1. Условия психического развития.............................................9

§ 2. Предпосылки развития психики...........................................36

§ 3. Внутренняя позиция и развитие ...........................................50

Глава II. Индивидуальное развитие личности .................................54

§ 1. Социальная единица и уникальная личность .....................54

§ 2. Фактор места как условие развития личности ...................73

Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия ..................81

§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности ................................................82

§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности ................................................87

§ 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей ............ 92

Раздел II. Детство...................................................................................... 96

Глава IV. Младенчество...................................................................... 98

§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития ........99

§ 2. Собственно младенчество................................................... 104

Глава V. Ранний возраст................................................................... 118

§ 1. Особенности общения ......................................................... 119

§ 2. Умственное развитие........................................................... 125

§ 3. Предпосылки формирования личности............................. 139

§ 4. Предметная и другие виды деятельности.......................... 150

Глава VI. Дошкольный возраст....................................................... 163

§ 1. Особенности общения ......................................................... 165

§ 2. Умственное развитие.............................................:............. 175

§ 3. Детская личность .................................................................213

§ 4. Игры и другие виды деятельности .....................................235

452

Глава VII. Младший школьный возраст ........................................ 249

§ 1. Особенности общения......................................................... 251

§ 2. Умственное развитие........................................................... 269

§ 3. Личность ребенка младшего школьного возраста........... 286

§ 4. Учебная деятельность.......................................................... 321

Раздел III. Отрочество............................................................................ 345

Глава VIII. Условия и образ жизни................................................. 348

§ 1. Социальная ситуация в жизни отрока............................... 348

§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд.................... 356

Глава IX. Особенности общения ..................................................... 362

§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции ....................... 362

§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола....... 372

Глава X. Умственное развитие......................................................... 379

§ 1. Развитие речи....................................................................... 379

§ 2. Развитие высших психических функций ........................... 384

Глава XI. Личность отрока.............................................................. 396

§ 1. Особенности идентификации с собственным «Я».

Кризис личности в отрочестве........................................... 396

§ 2. Самосознание в отрочестве................................................ 406

Вместо заключения. Юность.................................................................. 420

Примечания ............................................................................................. 424

Приложение. Программа курса «Возрастная психология................... 431

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты