Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии |
Книги по психологии - Возрастная психология | |||
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии
Практикум предназначен для специалистов, работающих с понятием нормы психологического развития, и для студентов, изучающих это понятие. Специалист, употребляющий это понятие, — учитель, врач, юрист, психолог, социальный работник — решает задачи конкретного человека. Это могут быть задачи постановки или уточнения диагноза, задачи определения уровня готовности человека к какому-то виду деятельности (учебной, профессиональной, семейной жизни и т. п.). «Норма психического развития» — это способ мышления исследователя или практика об индивидуальной жизни конкретного человека, о закономерностях этой жизни. Само это понятие опирается на концепцию жизни, которая входит имплицитно в способ мышления любого исследователя или практика. Чтобы понятие «нормы психического развития» приобрело содержание именно понятия, а не осталось пустым словосочетанием (симулякром), исследователь должен владеть феноменологией психического развития. Этого можно достигнуть, овладевая существующими в психологии способами анализа интегративных характеристик психической реальности, которые обладают важнейшим свойством, а именно — способностью порождать в ней новые качества. Практикум построен таким образом, чтобы в ходе работы над заданиями и при выполнении экспериментов читатель обладал возможностью «видения» интегративных качеств психической реальности. Это умение позволяет принимать более обоснованные решения о способах получения психологической информации и ее содержании при решении конкретных задач конкретного человека. Именно с этой целью проводился отбор научных текстов, которые представлены в виде введения к каждой главе практикума. Тексты даются в виде конспектов-пересказов или как цитаты из авторских работ. Одна из задач практикума — познакомить читателя с хрестоматийными текстами в области психологии развития для понимания современных проблем как научной, академической, так и практической психологии. Самая главная цель практикума — показать читателю возможности методического решения вопроса об уровне и норме психического развития конкретного человека. С первых же страниц практикума хотелось обратить внимание читателя на то, что личностная значимость решения вопроса о соответствии или несоответствии некой норме резко возрастает для человека в тех ситуациях, где принимаются ответственные для его жизни решения. Например, о готовности к какому-то виду деятельности, об экспертной оценке его деятельности, о возможности человека отвечать за самого себя. В современных условиях, когда работа людей, оценивающих «нормативные» показатели психики человека, приобретает все большее значение, их теоретический и методический уровень становится не только личным вопросом профессиональной зрелости, но и социально значимым явлением — конкретизацией ценности различных свойств психической реальности. Например, одним из первых показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школьника». Благоприятный вариант «внутренней позиции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни: хочет учиться (или учится), потому что надо хорошо читать, писать и др. В высказываниях этих детей присутствует ориентация на самообразование («буду уметь, знать, смогу» и др.). Неблагоприятный вариант «внутренней позиции школьника» связан с ориентацией на формальные стороны школьной жизни: хочет учиться, потому что купят (есть) портфель, пенал; в школе не надо спать, как в детском саду, и др.* * Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993. «Внутренняя позиция школьника» — одна из интегративных характеристик ребенка в младшем школьном возрасте, она отражает качественные изменения его отношения с другими людьми и с собой. Это связано с появлением новой формы обобщения своего места среди других людей. Таких интегративных образований в психической реальности человека выявлено и исследовано на сегодняшний день достаточно, чтобы говорить о существовании прогностической психодиагностики и обоснованной коррекционной (при необходимости) работе взрослого с ребенком или зрелого человека с самим собой (или совместно со специалистом) по направленному изменению параметров психической реальности. Главные вопросы — что, как и почему изучать для характеристики психической реальности человека — и обсуждаются в этом практикуме. Читатель может выполнить задания, воспроизвести классические эксперименты, сопоставить свои данные с уже известными закономерностями. Возможно, у него будут условия для того, чтобы проследить особенности изменения выявленных характеристик своих испытуемых в течение длительного времени и тем самым оценить точность психологических прогнозов. Возможно... Желаю удачи.
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора..................................... 4 Как построен практикум? ................. 5 ГЛАВА о том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней ....... 6 Понятие о предмете возрастной психологии.......... 6 Личность как целое................................... ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 18 Основные методы исследования в возрастной психологии ............................ 91 Метод анкеты........................................ Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е.Ю. Методика многостороннего исследования личности. — М., 1994 ................................... 37 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ........ 39 Метод анализа продуктов деятельности................ 42 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ …………… 53 Метод самонаблюдения....................................... 56 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 62 Метод эксперимента и наблюдения ....................... 64 Методы объективного наблюдения и генетический .... 71 Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. — М 1994. - С. 17 .....................75 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 79 Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий ...... 83 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 85 ГЛАВА о том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать .............................. 90 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 ......................... 90 Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 90 Соловьев Вл. Сочинения. — М., 1990. — Т. 2 ....... 94 Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991. — Т. 1... 94 Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995 ……………………... 96 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 ................... 97 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 97 Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — СПб., 1908. - С. 333 – 351 ... 101 ГЛАВА о чувствах и их исследовании ........................... 142 Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 142 Рибо Т. Психология чувств. Ч. I — II. — Киев, 1897 .................................. 142 Выготский Л. С. Лекции по психологии. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982 ...... 145 Селье Г. Стресс без болезней. — В ст.: Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. — СПб., 1994.................................. 146 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - МГУ, 1990............................. 149 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 151 ГЛАВА о том, что такое мышление и как его можно исследовать ............... 169 Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1976............ 169 Пиаже Ж. Психология интеллекта. — В сб.: Избранные психологические труды. — М., 1969.. 170 Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). — М., 1975 ....... 171 Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб., 1925 .. 173 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 174 ГЛАВА о некоторых способностях человека и возможности их исследования . 231 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 …............... 231 Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — МГУ, 1976 ......................... 232 Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. — М., 1993 .. 232 Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977 ........................ 233 Выготский Л. С. Собр. соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 234 Выготский Л. С. Собр.соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 235 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — МГУ, 1969.............................................................. 238 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 241 ГЛАВА о мотивах, потребностях и их исследовании .. 284 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 293
Следующие материалы:
|