Психология / Возрастная психология / Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии

Разделы психологии

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии

Книги по психологии - Возрастная психология


 Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии

 

Практикум предназначен для специалистов, работаю­щих с понятием нормы психологического развития, и для студентов, изучающих это понятие. Специалист, употреб­ляющий это понятие, — учитель, врач, юрист, психолог, социальный работник — решает задачи конкретного че­ловека. Это могут быть задачи постановки или уточнения диагноза, задачи определения уровня готовности челове­ка к какому-то виду деятельности (учебной, профессио­нальной, семейной жизни и т. п.).

«Норма психического развития» — это способ мышле­ния исследователя или практика об индивидуальной жиз­ни конкретного человека, о закономерностях этой жизни. Само это понятие опирается на концепцию жизни, ко­торая входит имплицитно в способ мышления любого исследователя или практика. Чтобы понятие «нормы пси­хического развития» приобрело содержание именно поня­тия, а не осталось пустым словосочетанием (симулякром), исследователь должен владеть феноменологией психическо­го развития. Этого можно достигнуть, овладевая существу­ющими в психологии способами анализа интегративных характеристик психической реальности, которые обладают важнейшим свойством, а именно — способностью поро­ждать в ней новые качества.

Практикум построен таким образом, чтобы в ходе ра­боты над заданиями и при выполнении экспериментов читатель обладал возможностью «видения» интегративных качеств психической реальности. Это умение позволяет

принимать более обоснованные решения о способах по­лучения психологической информации и ее содержании при решении конкретных задач конкретного человека. Именно с этой целью проводился отбор научных текстов, которые представлены в виде введения к каждой главе практикума. Тексты даются в виде конспектов-пересказов или как цитаты из авторских работ. Одна из задач практи­кума — познакомить читателя с хрестоматийными текста­ми в области психологии развития для понимания совре­менных проблем как научной, академической, так и прак­тической психологии.

Самая главная цель практикума — показать читателю возможности методического решения вопроса об уровне и норме психического развития конкретного человека.

С первых же страниц практикума хотелось обратить вни­мание читателя на то, что личностная значимость решения вопроса о соответствии или несоответствии некой норме резко возрастает для человека в тех ситуациях, где прини­маются ответственные для его жизни решения. Например, о готовности к какому-то виду деятельности, об эксперт­ной оценке его деятельности, о возможности человека отвечать за самого себя. В современных условиях, когда работа людей, оценивающих «нормативные» показатели психики человека, приобретает все большее значение, их теоретический и методический уровень становится не толь­ко личным вопросом профессиональной зрелости, но и социально значимым явлением — конкретизацией цен­ности различных свойств психической реальности.

Например, одним из первых показателей готовности ребенка к школе является характер «внутренней позиции школьника». Благоприятный вариант «внутренней пози­ции» связан с ориентацией ребенка на содержательные стороны школьной жизни: хочет учиться (или учится), потому что надо хорошо читать, писать и др. В высказыва­ниях этих детей присутствует ориентация на самообразо­вание («буду уметь, знать, смогу» и др.). Неблагоприят­ный вариант «внутренней позиции школьника» связан с ориентацией на формальные стороны школьной жизни: хочет учиться, потому что купят (есть) портфель, пенал; в школе не надо спать, как в детском саду, и др.*

* Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развиваю­щие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993.

«Внутренняя позиция школьника» — одна из интегративных характеристик ребенка в младшем школьном возрасте, она отражает качественные изменения его отношения с другими людьми и с собой. Это связано с появлением новой формы обобщения своего места среди других людей. Таких интегративных образований в психи­ческой реальности человека выявлено и исследовано на сегодняшний день достаточно, чтобы говорить о существо­вании прогностической психодиагностики и обоснованной коррекционной (при необходимости) работе взрослого с ребенком или зрелого человека с самим собой (или совме­стно со специалистом) по направленному изменению па­раметров психической реальности.

Главные вопросы — что, как и почему изучать для ха­рактеристики психической реальности человека — и об­суждаются в этом практикуме.

Читатель может выполнить задания, воспроизвести клас­сические эксперименты, сопоставить свои данные с уже известными закономерностями. Возможно, у него будут условия для того, чтобы проследить особенности измене­ния выявленных характеристик своих испытуемых в тече­ние длительного времени и тем самым оценить точность психологических прогнозов. Возможно... Желаю удачи.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.....................................  4

Как построен практикум? ................. 5

ГЛАВА о том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней ....... 6

Понятие о предмете возрастной психологии..........     6

Личность как целое...................................

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 18

Основные методы исследования в возрастной  психологии ............................ 91

Метод анкеты........................................

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е.Ю. Методика  многостороннего исследования личности. — М., 1994 ................................... 37

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ........    39

Метод анализа продуктов деятельности................ 42

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ …………… 53

Метод самонаблюдения.......................................   56

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..       62

Метод эксперимента и наблюдения ....................... 64

Методы объективного наблюдения и генетический .... 71

Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. — М 1994. - С. 17 .....................75

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 79

Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий  ......  83

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 85

ГЛАВА о том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать .............................. 90

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 ......................... 90

Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 90

Соловьев Вл. Сочинения. — М., 1990. — Т. 2 ....... 94

Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991. — Т. 1... 94

Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995 ……………………... 96

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 ................... 97

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............. 97

Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — СПб., 1908. - С. 333 – 351 ... 101

ГЛАВА о чувствах и их исследовании ........................... 142

Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925 ....... 142

Рибо Т. Психология чувств. Ч. I — II. — Киев, 1897  .................................. 142

Выготский Л. С. Лекции по психологии. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982 ...... 145

Селье Г. Стресс без болезней. — В ст.: Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. — СПб., 1994.................................. 146

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - МГУ, 1990............................. 149

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 151

ГЛАВА о том, что такое мышление и как его можно исследовать  ............... 169

Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1976............ 169

Пиаже Ж. Психология интеллекта. — В сб.: Избранные психологические труды. — М., 1969.. 170 Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). — М., 1975 ....... 171

Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб., 1925 .. 173

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 174

ГЛАВА о некоторых способностях человека и возможности их исследования . 231

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. - Т. 2 …............... 231

Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — МГУ,  1976 ......................... 232

Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. — М., 1993 .. 232

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977 ........................ 233

Выготский Л. С. Собр. соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 234

Выготский Л. С. Собр.соч. — Т. 2. Лекции по психологии. — М., 1982 ........................................ 235

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — МГУ, 1969.............................................................. 238

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 241

ГЛАВА о мотивах, потребностях и их исследовании .. 284

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............ 293

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты