НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ |
Новости психологии - Воспитание детей | |||
Е.Ю.Ермакова, кандидат психологических наук, практикующий психолог
В настоящее время почти общепринятым стало жаловаться на бездуховность и нравственную испорченность молодежи. Этого не избежали и преподаватели вузов, которым по роду их работы вменяется в обязанность проводить воспитательную работу со студентами. Однако немалая их часть предпочитает жаловаться на испорченность молодого поколения и тем оправдывать свое бездействие, чем искать и находить эффективные методы нравственного просвещения и воспитания.
Мы намерены поделиться опытом результативной нравственно-воспитательной работы со студентами. Наша практика работы (на базе психологических и педагогических факультетов коммерческих вузов г.Москвы) показала ярко выраженное стремление немалой части той самой «испорченной» молодежи к высоким нравственным ценностям. Мы надеемся, что этот наш опыт будет полезен тем преподавателям, кто сегодня обучает будущих педагогов, психологов, социальных работников. Одной из самых влиятельных в мире психологических школ является гуманистическая психология - своеобразная психология-философия, возникшая в 20 веке на Западе как естественный протест человечества против бесчеловечных ужасов двух мировых войн - первой и второй. Ее ценности и установки очень близки как русскому, так и белорусскому народам. Это: эмпатия - чуткость, полное и искренние сочуствие (К.Роджерс), самоактуализация - счастливое служение полезному делу (А.Маслоу), высокий смысл жизни (В.Франкл), «модус бытия» - подлинная и искренняя открытость людям, - в противоположность «модусу обладания» - эгоизму потребительского мира (Э.Фромм) и т.д. Отечественная школа психологической помощи (патогенетическое направление В.Н.Мясищева, личностно-реконструктивное направление Б.Д.Карвасарского и др.) также принадлежит к гуманистической психологии. Причем отечественная гуманистическая психология во многом пошла дальше западной, поднявшись до уровня нравственного воспитания человека. К сожалению, сейчас у нас среди психологов стало модным ориентироваться не на отечественную традицию, а на западные, причем далеко не гуманистические направления, - психоанализ, бихевиоризм, нейролингвистическое программирование и др. Не отрицая определенных заслуг этих учений, приходится, тем не менее, констатировать, что они ни одно из них не базируется на нравственных, гуманистических ценностях и поэтому в принципе не способно стать основой для нравственного просвещения и воспитания. Наш опыт нравственно-воспитательной работы со студенческой молодежью начался со следующего наблюдения: во время лекций по психологии в вузах особенный интерес у аудитории вызывали такие примеры психологической помощи людям, где эта помощь имела явно выраженную нравственную ориентацию. Особенно увлекали студентов примеры становления и проявления эмпатии (сочувствия), самоотверженного альтруизма и нравственных личных отношений. Примеры психологической помощи такого рода мы брали как из работы психолога в мирных условиях, так и из работы в экстремальной обстановке на местах катастроф. (На местах катастроф вовлечение пострадавших и их родственников в посильную альтруистическую взаимопомощь иногда оказывается наиболее эффективным способом облегчения их страданий и преодоления т.наз. «реактивных состояний»). Одновременно с этим наблюдением мы слышали постоянные жалобы студентов психологических факультетов на острую нехватку в их образовании практических методов и приемов помощи людям и на неудовлетворенность теми популярными ныне методиками, которые им предлагались (психоанализ, гештальт-терапия, телесно ориентированная терапия, нейролингвистическое программирование и т.д.). Исходя из этого, нами были апробированы спецкурсы по гуманистической психологии, имеющие ярко выраженную нравственную ориентацию. На первый план выдвигались такие традиционные для отечественной культуры (и в то же время общечеловеческие) ценности как альтруизм, чуткость, совесть и другие высокие нравственные качества. На протяжении многих лет эти спецкурсы пользовались неизменным интересом не только студентов - будущих психологов, педагогов и социальных работников, но и студентов других специальностей, вообще не имеющих отношения к психологии. Дело здесь, прежде всего в том, что все изучаемые приемы и методы молодые люди опробовали, в первую очередь, в своей личной жизни. Естественно, что доброта, чуткость, совесть, порядочность, верность и другие нравственные качества оказывали самое благотворное влияние на их личные отношения с людьми, - что зачастую приводило к разрешению их самых сложных и важных личных проблем. Таким образом, студенты убеждались в действенности не только гуманистической психологии, но и гуманизма как основополагающего качества человека. Многие студенты, посещавшие подобные спецкурсы, по желанию проходили практику в школе, где они имели возможность, во-первых, присутствовать на психологических консультациях детей и родителей (с согласия тех и других), - причем все консультации являлись живой иллюстрацией методов гуманистической психологии, а во-вторых, участвовать в организации подростковых «отрядов добрых дел». Т.наз. «отряды добрых дел» - это эффективный способ психолого-педагогической воспитательной работы с подростками 12-16 лет, где активная альтруистическая деятельность сочетается с организованным обучением школьников эмпатии и нравственным отношениям. Мы не останавливаемся здесь на этой форме воспитательной работы, т.к. статья посвящена работе со студентами, а не со школьниками. Итак, повторяем, студенты – участники спецкурсов гуманистической психологии по желанию проходили практику альтруистически и нравственно ориентированной работы с детьми и со взрослыми. Самым важным результатом такой работы оказалось, на наш взгляд, то, что многие студенты, посещавшие спецкурсы, принципиально изменили свое жизненное отношение к людям и свои бытийные ценности. Во главу угла они начали ставить нравственные качества, нравственное поведение, гуманные поступки. Таким образом, преподавание психологии переросло на деле в нравственное воспитание молодых людей. Некоторые студенты коренным образом поменяли свои жизненные планы и после окончания вузов вместо работы в сфере бизнеса избрали работу школьных педагогов-психологов. Несколько человек выезжали добровольцами на места катастроф. Сознавая важность подобных воспитательных результатов в молодежной среде, мы зафиксировали большое количество устных и письменных самоотчетов молодых людей о принципиальных изменениях их образа жизни и нравственной жизненной позиции. Контроль через несколько лет показал устойчивость результатов у приблизительно 40 % бывших студентов спецкурсов гуманистической психологии. Имеются факты сознательного и стойкого обращения к нравственности даже тех молодых людей, которые до посещения спецкурса вели явно аморальный образ жизни. Как доказывали Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, генетик акад.В.П.Эфроимсон, альтруизм и нравственность естественны для человека. Они выработаны в ходе естественного отбора, закреплены генетически и, следовательно, врождены каждому современному человеку. Человек (в норме) по своей природе человечен, а бесчеловечность, аморализм есть отклонение от нормы. В.П.Эфроимсон – в опровержение модного сейчас социал-дарвинизма – утверждал, что естественный отбор продолжает действовать и поныне и выбраковывает аморальность посредством СПИДа, венерических заболеваний, наркомании и т.д. Именно по причине естественности для человека гуманизма, нравственности даже в сегодняшней обстановке нарастающей нравственной деградации молодежи, та же самая молодежь активно принимает нравственные идеалы и ценности и способна стремиться к ним, - если им дать их в живой, деятельной форме. И дело здесь за преподавателями: вместо жалоб на «испорченность» молодого поколения стоит искать, а главное – находить, создавать эффективно действующие формы воспитательной работы.
Контактные данные автора: - Email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; - Моб.тел. в Белоруссии: +375 29 963 61 56. Авторская страница на сайте "Психология"
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|