Психология / Воспитание детей / АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

Новости психологии - Воспитание детей


Е.Ю.Ермакова, кандидат психологических наук, практикующий психолог

Воспитание альтруизма, гуманности – одна из важнейших задач педагогической психологии. В то же время она  остается сих пор и одной из наименее проработанных. Попытки изучения этой проблемы сводятся к сравнительно узкому кругу исследований (Субботский Е.В., Якобсон С.Г., Hoffman M. L. и др.). Намного успешнее, чем ученые, справлялись с этой задачей педагоги-практики, - такие как Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.  и другие, не ставшие столь знаменитыми, но воспитавшие не одно поколение достойных людей.

 

В настоящее время катастрофическая дегуманизация общества требует от психологов конкретных (как теоретических, так и практических) исследований, которые позволили бы формировать в подрастающем поколении гуманизм.

Альтруизм является существеннейшей составляющей гуманизма. Следовательно, исследование проблемы его формирования – неотложная задача педагогической психологии.

Одновременно сама альтруистическая деятельность, как показывает практика, служит мощным средством психологической помощи подрастающему поколению (как в индивидуальной, так и в групповой работе). Тем более необходимо в педагогической психологии разработать теорию и практику воспитания альтруизма, становления альтруистической деятельности.

Понятие альтруизма ввёл О.Конт - в противоположность эгоизму. В той или иной мере к этому понятию обращались представители самых разных, иногда даже противоположных направлений наук о человеке и обществе (В.С.Соловьев, А.Смит, Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, Б.Скиннер, Г.Селье, В.П.Эфроимсон и др.). Были выдвинуты различные гипотезы о природе альтруизма (врожден он или приобретается в процессе воспитания), а также противоречивые взгляды на то, что именно естественно и изначально присуще человеку – альтруизм или эгоизм.

Мы приведем лишь некоторые, наиболее яркие концепции. Так, З.Фрейд считал человека эгоистичным по своей природе существом, а альтруизм -невротической компенсацией вытесненного инстинктивного эгоизма. В бихевиоризме альтруистическое поведение объясняется негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (неприятно видеть страданиия другого человека – и, напротив, приятно видеть  освобождение человека от страданий), т.е., по существу, утверждается эгоистическая природа альтруизма.

Известна теория «альтруистического эгоизма»  Г.Селье, считавшего, что альтруистическое поведение настолько выгодно человеку по своим последствиям (другие люди отблагодарят его подобными же поступками или хотя бы своей симпатией), что является наиболее разумным. Эта теория, на наш взгляд, принижает значение альтруизма своей утилитарно-прагматической направленностью и так же, как психоанализ и бихевиоризм, вряд ли может служить основой для  разработки психолого-педагогических методов формирования альтруизма.

Намного более возвышен и оптимистичен взгляд на природу альтруизма таких исследователей как Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, В.П.Эфроимсон. Они доказывают, что альтруистическое поведение и нравственность  выработаны в ходе естественного отбора и заложены в человеке генетически, что человек (в норме) по своей природе человечен, а бесчеловечность есть отклонение от нормы.

Замечателен живой пример альтруистической деятельности В.Франкла, создателя логотерапии: будучи сам узником нацистского концентрационного лагеря, он оказывал психологическую помощь другим узникам, спасая от смерти тех, кто от отчаяния решался на самоубийство. Можно смело утверждать, что вся гуманистическая психология так или иначе проникнута духом альтруизма, мыслью о его жизненной необходимости для полноценного существования человека.

Принимая  идею естественности и необходимости  альтруизма для человека, мы  не можем ожидать, что он взрастет в подрастающем поколении сам собой. По-видимому, в подавляющем большинстве детей имеются врожденные задатки к гуманному поведению, но эти задатки необходимо развить, превратить в устойчивые качества личности.

И здесь нам на помощь приходит концепция Л.С.Выготского, снимающая противоречие между биологическим и социальным, между врожденным и приобретенным в процессе воспитания. Это концепция культурно-исторического присвоения опыта человечества. К присвоению нравственных ценностей ее применил ученик Л.С.Выготского Д.Б.Эльконин , а также другие последователи культурно-исторической школы: С.Г.Якобсон, Е.О.Смирнова и др.  Благодаря этой концепции, мы можем отвлечься от споров о происхождении альтруизма - и заняться вопросом создания для детей и подростков такой социальной ситуации развития, которая дала бы им возможность на деле присвоить альтруизм, гуманизм как основополагающее свойство человека.

Как это практически осуществить? (Как научные труды, так и методические разработки для всех ступеней образования провозглашают необходимость нравственного воспитания. Вот только обычно не пишут, как конкретно это выполнить).

Наш опыт, а также опыт ряда других практикующих психологов, показал, что становление альтруистической деятельности в процессе психологической помощи подрастающему поколению, во-первых, служит мощным средством такой помощи, а во-вторых, формирует альтруизм как качество личности.

Приведём примеры из нашей практики. (Ограниченные объемом статьи, мы приведем здесь только примеры  работы с подростками, хотя доброту и чуткость, без сомнения, нужно воспитывать с раннего детства.. Подростковый возраст в силу своей ведущей деятельности - освоение личных отношений - является одним из наиболее  сензитивных к нравственным отношениям). Поэтому и примеры работы с подростками являются особо характерными.

Пример 1. Психологу детского санатория стало известно о беспочвенном, но бурном конфликте двух 12-летних девочек-подростков, - причем в конфликт начали втягиваться их сверстники. В ходе беседы с каждой из них выяснилось, что обе  живут в детских домах семейного типа, а до этого в родных семьях прошли через сущий ад. Чтобы снять конфликт, психолог рассказал каждой девочке о тяжёлой судьбе другой (с разрешения обеих) - в расчёте на естественную эмпатию - и попросил каждую искренне высказать другой своё сочувствие, на что они охотно согласились. В качестве же главной задачи перед обеими было поставлено объединиться и помочь мальчику 9 лет, также воспитаннику детского дома, который никак не мог освоиться в санатории. Когда обе девочки пришли в кабинет психолога, чтобы там  вначале помириться, а затем познакомиться с ребенком, над которым им предстояло взять шефство, туда же неожиданно привели 11-летнего ребенка, страдающего мутизмом (невротическая утрата способности говорить). Таким образом, в кабинете психолога оказались сразу четверо нуждающихся в психологической помощи. Полагаясь на целительные возможности альтруистической деятельности, психолог попросил мальчика с мутизмом присутствовать при предстоящем примирении  девочек и при их знакомстве с будущим подшефным. Поскольку мальчик не мог сказать ни слова, ему было предложено  по ходу дела писать свои соображения на бумаге. На протяжении 10-15 минут молчащий ребенок слушал, как девочки взахлеб высказывали друг другу свое сочувствие, - он плакал и писал для них слова поддержки. Когда дело дошло до помощи 9-летнему ребенку, он неожиданно для всех – и сам для себя – заговорил. Причем говорил он именно о том, как помочь ребенку. В итоге две 12-летние девочки и 11-летний мальчик, обретший дар речи, увели 9-летнего малыша за руки и совместно окружили его такой опекой, что до конца пребывания в санатории ему было спокойно и комфортно. Обе девочки из врагов стали друзьями, а молчавший до тех пор мальчик стал свободно разговаривать, - к удивлению приехавших за ним родителей.

Пример 2. В том же санатории в результате индивидуальных консультаций с подростками 13-14 лет, обратившимися за помощью по поводу личных проблем, психолог выяснил, что десять из них имеют явные альтруистические задатки (выражаясь образно, наделены «страстью к добру»). Психолог объединил их  в группу, с которой  провел курс занятий-тренингов по развитию эмпатии (сочувствия), взаимопомощи и деятельного альтруизма. Занятия основывались, в основном, на идеях гуманистической психологии.  Одним из первых «домашних заданий» было поставить себя мысленно на место различных людей и, по возможности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. В результате в санатории возникло нечто вроде «тимуровской команды». Подростки утешали плачущих, мирили ссорящихся и вообще успешно «работали психологами».

Объём статьи, к сожалению, не позволяет описать всю их альтруистическую деятельность. Назовём только самое полезное их дело. Активно применяя эмпатию, они выяснили следующее: находящаяся в санатории на отдыхе 16-летняя девушка из социально неблагополучной семьи хочет поступить в педагогический колледж и стать воспитателем детского сада. Родители-алкоголики запрещают ей это и заставляют её идти работать, чтобы пьянствовать на её зарплату. Девушка тяжело переживает ситуацию и не знает, что предпринять. «Тимуровцы» сообщили об этом психологу, который связался с администрацией и социальным педагогом  школы, где обучалась девушка, - и ситуация разрешилась в ее пользу.

А что же стало с самими «тимуровцами»? Что дала им их альтруистическая деятельность? Из десяти человек восемь нашли решение своих личных проблем именно в сознательном применении эмпатии и активной помощи людям (их  проблемы, в основном, касались, межличностных отношений со сверстниками и с родителями). Двое оставшихся не имели объективной возможности самостоятельно  решить свои проблемы, т.к. те были порождены тяжелой ситуацией в семьях. Однако они смогли поменять свою роль пассивного, страдающего созерцателя домашних бед на роль активного, сочувствующего друга-помощника своих родителей. Контроль через полгода показал, что подросткам стало значительно легче переносить семейную ситуацию, их душевное состояние улучшилось. (Следует дополнить, что, помимо групповой работы,  каждому из десяти подростков была оказана индивидуальная психологическая помощь, причем рекомендации психолога были направлены именно на гуманное отношение к людям).

Пример 3. В одной из школ  педагог-психолог при помощи методики Е.Е.Насиновской (применение известного теста ТАТ для диагностики альтруистических  установок личности) выявил подростков-учащихся 7-х классов с выраженными альтруистическими установками. Им было предложено объединиться в отряд добрых дел, к которому затем смогут присоединиться все желающие ученики тех же классов. Предложение вызвало большой энтузиазм и стремление ребят немедленно приступить к действию. Их первыми делами были шефство над двумя детскими домами: обычным и специализированным  (для умственно отсталых детей) и над детьми-пациентами кардиологического отделения больницы. Причём один из детских домов находился в двух часах езды от их школы – и приходилось преодолевать трудности, чтобы туда добраться. Чем труднее была альтруистическая деятельность, тем увлеченнее действовали подростки. После первых практических дел ряд их одноклассников захотели присоединиться к отряду. Психолог предложил всем участникам отряда также активно помогать друг другу и провел с ними ряд занятий-тренингов эмпатии и взаимопомощи. На первом же занятии подросткам было рассказано о героической деятельности В.Франкла. Был приведен цитируемый В.Франклом принцип Кьеркегора: «Дверь к счастью открывается наружу» (т.е. за пределы самого себя, к другим людям].

Отряд функционировал на протяжении трех лет года - до окончания школьниками 9 класса. Трехлетнее постоянное наблюдение за особенностями поведения этих подростков (с привлечением родителей и учителей), индивидуальные консультации с ними по личным вопросам и специальное исследование, проведенное  через два года, - все это показало  устойчивые воспитательные результаты работы, а также значительно большее психологическое благополучие участников отряда (в том числе, лучшую социальную адаптацию) по сравнению с их одноклассниками.

Мы привели здесь только три примера того, как альтруистическая деятельность послужила средством психологической помощи подросткам – и одновременно средством воспитания, формирования гуманизма (в примере 3 воспитательная задача даже выступила на первый план). Для подростков была создана - на краткий или на длительный срок - социальная ситуация развития, прямо направленная на становление гуманного отношения к людям.

Особо оговорим, что психолог, проводящий такую работу, сам должен иметь альтруистические установки и подавать активный пример альтруистической деятельности: и дети, и подростки, как известно, очень чувствительны к фальши и полуосознанно-полубессознательно «тестируют» нас, взрослых, на искренность гуманных лозунгов и идеалов.

 

Контактные данные автора:

-         Email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ;

-         Моб.тел. в Белоруссии: +375 29 963 61 56.

Авторская страница на сайте "Психология"

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты