А.Леонтьев. Лекции по общей психологии |
Книги по психологии - Общая психология | |
А. Леонтьев. Лекции по общей психологии
Сегодня я должен начать новый и заключительный раздел курса общей психологии. Раздел этот посвящен проблемам, часто называемым проблемами внутренней регуляции деятельности субъекта. Имеются в виду такие разделы общей психологии, как глава о потребностях и мотивах деятельности, об эмоциональных состояниях, о воле и, наконец, завершающая глава о личности. Вероятно, это наиболее интересный, наиболее живой раздел психологии. Вместе с тем это раздел трудный, и главная трудность состоит здесь в том, как я понимаю, что нужно научиться правильно ставить эти очень трудные вопросы. Ведь дело обстоит так, что в тех или иных главах, мной названных, накоплен довольно большой материал. Однако материал этот очень разный, представляющий очень разные исходные позиции, с которых этот материал собирался и с которых он обрабатывался, и должен быть научно осмыслен. Значит, нужно поработать прежде всего над тем, чтобы традиционные и общие вопросы поставить так, чтобы придать им характер проблем, научно разрешаемых. В этом я вижу и свою задачу, начиная этот последний раздел курса общей психологии. Ну, конечно, надо начинать с начала, а именно с той первой главы, которую я назвал. Это глава о потребностях и очень тесно связанная с ней глава о мотивах. Я бы даже сказал, это просто глава о мотивах и потребностях деятельности. Но все же сначала о потребностях. Вы, конечно, хорошо понимаете, что понятие, которое лежит за термином «потребность», многозначно. Мы употребляем этот термин, «потребность», и в объективно-общественном, историческом даже смысле. Ну, скажем, мы говорим об объективной «потребности производства в кадрах». О потребности в дополнительных энергетических ресурсах. Это потребность, конечно. Потребность общества. Но не в этом значении применяет термин психолог. Понятие потребности также и биологическое. Биологическое понятие потребности стоит очень близко к понятию психологическому. Речь идет о субъективной потребности, о потребности субъекта. Когда мы говорим о биологии потребности, мы имеем в виду потребность, отнесенную к биологическому субъекту, индивиду. Или чаще всего индивиду. Ну, а когда мы говорим о потребностях в психологическом значении этого термина, тогда мы имеем в виду то, о чем я буду говорить позже. А сейчас о биологическом понятии потребности. Я хочу особенно привлечь ваше внимание к тому, что понятие потребности принадлежит к числу фундаментальнейших понятий биологии. Фундаментальнейших понятий учения о жизни, теории жизни. Это столь же фундаментальное понятие, как понятие обмена веществ или раздражимости. И когда мы характеризуем жизнь как своеобразный процесс взаимодействия, выражающийся в обмене веществ, то, в сущности, мы уже имеем в виду и раздражимость как свойство живого существа, иначе как может происходит этот обмен веществ? Живое, жизнеспособное тело раздражимо. Это условие жизни, это условие того, что мы называем обменом веществ в специальном и более широком значении термина. Но так же эти фундаментальные понятия раздражимости, обмена веществ включают в себя и понятие нужды, объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне организма. Я бы сказал так: нужды организма в каком-то дополнении его как органической, живой, жизнеспособной и развивающейся, утверждающей свое существование системы. Вот эта необходимость, эта нужда в своеобразном дополнении, лежащем вне организма, — это, собственно, и есть состояние, которое мы традиционно называем термином «состояние потребности» или, короче, потребностью.
СОДЕРЖАНИЕ книги "Лекции по общей психологии"
От редакторов. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы. Лекция 2. История развития взглядов на психические явления. Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки. Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии. Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский. Лекция 6. Проблема возникновения психики. Раздражимость и чувствительность. Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики. Лекция 8. Возможности изучения психики животных. Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение. Стадия сенсорной психики. Лекция 10. Развитие деятельности животных. Перцептивная психика и интеллект. Лекция 11. Формы психического отражения у человека. Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности. Лекция 13. Язык и сознание. Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.
ВОСПРИЯТИЕ
Лекция 15. Общее представление о восприятии. Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств. Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем. Лекция 18. Образ мира. Лекция 19. Восприятие как деятельность. Лекция 20. Тактильное восприятие. Лекция 21. Зрительное восприятие. Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие. Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия. Лекция 24. Слуховое восприятие. Лекция 25. Звуковысотный слух.
ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Лекция 26. Феноменология внимания. Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание. Лекция 28. Механизмы внимания. Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге. Лекция 30. Виды и явления памяти. Лекция 31. Ответы на вопросы. Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. Лекция 33. Опосредствованное запоминание. Лекция 34. Память и деятельность.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание. Лекция 36. Мышление и деятельность. Лекция 37. Генезис человеческого мышления. Лекция 38. Мышление и речь. Лекция 39. Виды и трансформации речи. Лекция 40. Понятие. Развитие обобщений в онтогенезе. Лекция 41. Проблема целеобразования. Лекция 42. Творческое мышление.
МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Лекция 43. Потребности: биологический аспект. Лекция 44. Фундаментальные потребности. Производство потребностей. Лекция 45. Проблема классификации потребностей. Мотивы. Лекция 46. Мотивация и целеобразование. Лекция 47. Смыслообразуюшая функция мотива. Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты. Лекция 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства. Лекция 50. Проблема воли. Лекция 51. Индивид и личность. Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности.
Следующие материалы:
|