Психология / Общая психология / Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк. Под ред. Фельдштейна. Изд. 2-е

Разделы психологии

Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк. Под ред. Фельдштейна. Изд. 2-е

Книги по психологии - Общая психология


Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк. Под ред. Фельдштейна. Изд. 2-е

 

Хрестоматия составлена применительно к
программе курса возрастной психологии. Тексты
представляют собой отрывки и извлечения из
трудов ведущих отечественных психологов. Кни-
га снабжена научно-справочным аппаратом.


Данная хрестоматия является учебным пособием по
курсу возрастной психологии для студентов, изучаю-
щих эту отрасль психологической науки в вузах России.
Главная цель пособия — оказание помощи студен-
там в освоении ими основных позиций отечественной
психологии в конкретной ее сфере, в раскрытии содер-
жания, смысла, структуры процесса и закономерностей психического развития.
Особое внимание в хрестоматии уделено изложению
ведущих принципов подхода к объяснению и понима-
нию психического развития, становления растущего человека как личности.
Речь идет, во-первых, о социально-историческом под-
ходе к пониманию природы психики человека;
во-вторых, о закономерностях развития деятельно-
сти как основания и механизма личностного развития;
в-третьих, о научной периодизации психического развития;
в-четвертых, о характеристике отдельных возраст-
ных периодов, отличающихся не простой совокупностью
различных психологических особенностей, а особым
строением личности, специфическими тенденциями развития.
Это и обусловило подбор текстов.
В хрестоматию включены работы отечественных пси-
хологов, отражающие не только основную проблемати-
ку возрастной психологии, но и важнейшие ее концеп-
ции, теоретические позиции и экспериментальные установки.
Отобранные тексты дают достаточно полное и кон-
кретизированное представление о научной позиции ав-
торов, разрабатывающих тот или иной аспект -возраст-
ной психологии и в то же время характеризуют важ-
ную роль и особое ее место в системе мировой психологической науки.
Предметом специального рассмотрения в хрестома-
тии стали работы, имеющие действенный характер, рас-
крывающие условия и механизмы активизации про-
цесса психического развития детей как на отдельных
возрастных периодах, так и на всей дистанции современного детства.
Все тексты, включенные в хрестоматию, публикуют-
ся с сокращениями. Вместе с тем, давая фрагменты ра-
бот, мы стремились не разрывать их общую логику,
оставляя в текстах все наиболее важное, необходимое
для усвоения соответствующего раздела учебной программы


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ................. 3

РАЗДЕЛ I. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

А. Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка ... 5
М. Я. Басов. Проблема развития человека ............ 8
В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов. К обоснованию гене-
тической рефлексологии ............................. 17
Г. С. Костюк. Принцип развития в психологии ........ 19
А. В. Запорожец. Условия и движущие причины психи-
ческого развития ребенка ........................... 23
Л. С. Выготский. Воображение и его развитие в детском
возрасте ........................................... 26
Н. С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных спо-
собностей .......................................... 32
Б. М. Теплое. Способности и одаренность ............. 42
А. Н. Леонтьев. О формировании способностей ......... 46
С. Л. Рубинштейн. Проблема способностей и вопросы
психологической теории ............................. 56

РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

А. Н. Леонтьев. Индивид и личность ................. 71
Б. Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи
в развитии личности ................................ 77
А. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для
формирования детской личности ....................... 84
Л. И. Божович. Этапы формирования личности в онто-
генезе .............................................. 87
С. Л. Рубинштейн. Направленность личности ........... 98
И. С. Кон. Постоянство личности: миф или реальность?...101

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

А. Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности ......... 112
Д. И. Фельдштейн. Закономерности развития деятельно-
сти как основа развития личности ..................... 121
М. И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых
семи лет жизни ....................................... 136
Д. Б. Элъконин. Основная единица развернутой формы
игровой деятельности. Социальная природа ролевой
игры ................................................. 143
А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. Изменения в структуре игры
в связи с развитием речи ............................. 148
Л. Б. Ительсон. Учебная деятельность. Ее источники,
структура и условия .................................. 152
Д. Б. Эльконин. Психологические вопросы формирования
учебной деятельности в младшем школьном возрасте...... 158
В. В. Давыдов. Психологические проблемы процесса обу-
чения младших школьников ............................. 160
Д. И. Фельдштейн. Особенности ведущей деятельности
детей подросткового возраста ......................... 163

РАЗДЕЛ IV. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Д. Б. Эльконин. К. проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте ............................ 169
Д. И. Фельдштейн. Закономерности поуровневого разви-
тия личности в онтогенезе .............................. 176

РАЗДЕЛ V. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Л. И. Божович, Л. С. Славина. Переходный период от
младенчества к раннему возрасту ........................ 190
М. И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства об-
щения .................................................. 195
А. А. Люблинская. Активность и направленность до-
школьника ...............................................216
В. А. Крутецкий. Психологические особенности младшего
школьника .............................................. 229
Л. С. Выготский. Динамика и структура личности под-
ростка ................................................. 232
Т. В. Драгунова. «Кризис» объясняли по-разному ......... 237
И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн. Отрочество как этап жиз-
ни и некоторые психолого-педагогические характери-
стики переходного возраста ............................. 239
Д. И. Фельдштейн. Особенности стадий развития лично-
сти на примере подросткового возраста .................. 248
И. С. Кон. Психология старшеклассника .................. 259
А. В. Мудрик. Современный старшеклассник ............... 266
Б. Г. Ананьев. Структура развития психофизиологических
функций взрослого человека ............................. 275
Е. Ф. Рыбалко. Динамика основных характеристик чело-
века в различные периоды его зрелости .................. 283


Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты