Тугушева Р. X. Гарбера Е. И. - Общая психология (Образовательный стандарт XXI) - 2006
Учебник написан в соответствии с Программой по психологии для непсихологических специальностей вузов. Б его основу положен современный системный подход, в рамках которого даются трактовки таких базовых понятий психологии, как отражение, деятельность, психика, психическое явление и др. Учебник построен по простой и логичной схеме: после общей части последовательно описываются все психические явления, от самых простых до самых сложных, — от эмоционально-вегетативных процессов до нравственно-психологических свойств личности. Б заключительных главах даются краткие сведения о практической психологии,
преподавании психологии и психологическом просвещении. Каждая глава завершается контрольными вопросами и дополнительными материалами для студентов и преподавателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 11 Введение 12 Часть I ПРИРОДА ПСИХИКИ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ И УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. 23 1.1. Формирование научной психологии в конце X I X и начале XX вв. 24 1.2. Зигмунд Фрейд - Коперник психологии 30 1.3. Современная психология и перспективы ее развития 36 Резюме 1-й главы 48 Глава 2. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 50 2.1. Что такое психика, душа, внутренний мир 50 2.2. Система психологических наук 59 2.2.1 Общая психология 60 2.2.2. Частные психологические науки 63 2.2.3. Специальные психологические науки 65 2.3. Предмет общей психологии 67 Резюме 2-й главы 71 Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА МЕТОДА 74 3.1. Философские, общенаучные и конкретно-научные принципы психологии 74 3.1.1. Что такое принцип? 74 3.1.2. Принципы психологии 76 3.2. Проблема метода в психологии и ее современное решение 81 3.3. Классификация методов психологии 86 3.4. Теоретический анализ эффективности психологических методик 95 Резюме 3-й главы 103 Глава 4. ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ, ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 105 4.1. Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы 105 4.2. Классификация психических явлений и план изучения общей психологии 116 4.2.1. Роль классификации психических явлений в становлении научной психологии 116 4.2.2. Современные подходы к решению проблемы классификации психических явлений 118 4.2.3. План изучения общей психологии и метод психологического портрета (МПП) 125 Резюме 4-й главы 128 Глава 5. УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 130 5.1. Проблема человека и личности в психологии 130 5.2. Психодинамические теории личности 135 5.2.1. 3. Фрейд и его учение 135 5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера 141 5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга 142 5.3. Культурно-исторические личности 144 5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и психологические теории деятельности 144 5.4. Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии 147 5.5. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности 149 5.5.1. Теория личности А. Маслоу '. 150 5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла 153 Резюме 5-й главы 159 Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ (первичные преобразовательно-ознавательные процессы) 163 6.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание 163 6.1.1. Понятие о протопсихике 164 6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного и младенца .168 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект 172 6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики 175 6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики 177 6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок 178 6.2.3. Язык тела и психомоторика общения 180 6.3. Восприятие 181 6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов 183 6.3.2. Особенности восприятия 196 6.3.3. Зрительное и слуховое восприятия 199 Дополнительные материалы для преподавателей и студентов 214 Дополнение к 6.1. Закон Иеркса-Додсона 214 Дополнение 6.2. Расширение зрачка как индикатор эмоции. Опыты Хесса (1965) 215 Дополнение к 6.3. Любовь и истолкование улыбки 216 Резюме 6-й главы 216 Глава 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 219 7.1. Представление 220 7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира . 220 7.2. Действия в плане образа и их структура 224 7.3. Мышление и речь 230 7.3.1. Мышление 230 7.3.2. Речь, язык, языковое сознание 244 7.3.3. Как человек усваивает и использует язык 248 7.3.4. Формирование речи и мышления у детей (онтогенез) 250 7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество 251 7.3.6. Виды речи. Внутренняя речь. 252 7.3.7. Определяет ли специфика языка специфику мышления?.... 257 7.3.8. Знаковый (семиотический) аспект языка 259 7.4. Память 262 7.4.1. Запоминание 264 7.4.2. Сохранение 267 7.4.3. Воспроизведение 269 7.5. Готовность к школе 270 7.5.1. Психология дошкольника и младшего школьника 270 7.6. Психолого-педагогические рекомендации студентам по самоорганизации учебной деятельности 280 Глава 8. ЦЕНТРАЛЬНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ И ПРОСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 285 8.1. Саморегуляция психических процессов, состояний, личности в целом и проблема внимания 285 8.2. Определение, классификация и свойства состояний 287 8.3. Эмоционально-вегетативные, психомоторные и перцептивные состояния 294 8.3.1. Эмоционально-вегетативные состояния десятого уровня 295 8.3.2. Психомоторные состояния 297 8.3.3. Перцептивные состояния 300 8.4. Созерцательные, интеллектуальные и мнемические состояния 302 8.4.1. Созерцательные состояния 303 8.4.2. Интеллектуальные состояния 305 8.4.3. Мнемические состояния 306 8.5. Эмоциональные, волевые и нравственно-психологические состояния как механизмы саморегуляции личности 308 8.5.1. Эмоциональные состояния 308 8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния 312 8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности 314 Резюме 8-й главы 319 Глава 9. СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 322 9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз 323 9.1.1. Гипноз 339 9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление 345 9.2.1. Утомление 346 9.2.2. Переутомление как функциональное состояние и как неврастенический синдром 348 9.3. Стрессовые состояния 351 Часть III ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) 367 Глава 11. ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ 379 11.1. Проблема характера в психологии 379 11.2. Типология и структура характеров 385 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров 386 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров 387 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров. 388 11.3. Чтение характера „ 390 11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер» 392 11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер» 393 11.3.3. Дайджест «Почерк и характер» 394 Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 397 12.1. Определение, классификация и теории способностей 397 12.1.1. Определение и классификация способностей 397 12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408 12.2. Общие способности и интеллект .415 12.3. Способности к обучению 433 Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 438 13.1. Социальный интеллект. 438 13.2. Личность и роли 459 13.2.1. Понятие социальной роли 459 13.2.2. Ролевое поведение 460 13.2.3. Ролевые конфликты 462 13.2.4. Роль и личность 463 Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 467 Резюме 14-йглавы 480 Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 486 Резюме 15-й главы 503 Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 507 16.1. Индустриальная и организационная психология 507 16.2. Клиническая психология 515 16.2.1. Психологические основы терапии 519 16.2.2. Психоматическое направление 521 16.2.3. Психология здоровья 523 16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении 524 16.3. Юридическая психология „ 525 16.3.1. Криминальная психология 526 Резюме 16-йглавы 531 Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ 534 17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе 534 17.2. Психология подростка 541 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 548 Алфавитный указатель 553
Скачать
Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|