Психология / Общая психология / Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. - 100 экзаменационных ответов по психологии

Разделы психологии

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. - 100 экзаменационных ответов по психологии

Книги по психологии - Общая психология


Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. - 100 экзаменационных ответов по психологии

 

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

  1. Возникновение психологии как науки
  2. Отрасли психологии
  3. Задачи и место психологии в системе наук
  4. Основные исторические этапы развития психологической науки
  5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
  6. Основные этапы развития психики
  7. Структура психики человека
  8. Психика и особенности строения мозга
  9. Деятельность
  10. Функции речи
  11. Виды речевой деятельности и их особенности
  12. Методы психологии

II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

  1. Понятие об ощущении и его физиологической основе
  2. Основные характеристики анализаторов
  3. Виды ощущений
  4. Понятие о восприятии
  5. Основные свойства восприятия
  6. Нарушение восприятия
  7. Общая характеристика внимания
  8. Свойства внимания
  9. Общие понятия о памяти
  10. Виды памяти
  11. Забывание
  12. Развитие мышления в персоногенезе
  13. Виды мышления
  14. Мыслительный процесс
  15. Операции мыслительной деятельности
  16. Качества мышления и структура интеллекта
  17. Оценка интеллекта
  18. Способы активизации мышления
  19. Расстройства мышления
  20. Общая характеристика воображения
  21. Виды воображения
  22. Мысленный эксперимент

III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

  1. Сознание как высшая ступень развития психики
  2. Взаимодействие сознания и подсознания
  3. Психические состояния человека
  4. Состояния сознания. Роль сна
  5. Виды эмоциональных процессов и состояний
  6. Теории эмоций
  7. Физиологические механизмы стресса
  8. Стресс и фрустрация
  9. Воля как характеристика сознания
  10. Структура волевого действия
  11. Мотивация

IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

  1. Социальная среда и личность
  2. Социализация личности
  3. Периодизация развития личности
  4. Типология неправильного воспитания
  5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  6. Жизненные кризисы
  7. Самосознание
  8. Социальная роль
  9. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
  10. Ролевые и внутриличностные конфликты

V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

  1. Структура личности по Фрейду
  2. Теория сексуального развития З.Фрейда
  3. Защитные механизмы (по Фрейду)
  4. Бихевиоризм
  5. Поведенческая концепция Б.Скиннера
  6. Типология поведения по Макгвайру
  7. Когнитивные теории личности
  8. Иерархия потребностей А.Маслоу
  9. Самоактуализация личности
  10. Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга
  11. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
  12. Генетический подход Чампиона Тойча

VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

  1. Психологическая структура личности
  2. Способности
  3. Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  4. Типы темперамента и их психологические характеристики
  5. Учет темперамента в деятельности
  6. Конституционные и клинические типологии
  7. Клинические типологии личности
  8. Характер
  9. Акцентуации характера
  10. Невроз. Виды неврозов
  11. Аутотренинг
  12. Психосоциотипы
  13. Сенсорная типология
  14. Психогеометрйческая типология
  15. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
  16. Психологический рост (по Адлеру)
  17. Типы людей и "локус контроля"
  18. Жизненные сценарии в судьбе человека
  19. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
  20. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)

VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ

  1. Функции и структура общения
  2. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
  3. Виды общения
  4. Трансактный анализ общения
  5. Вербальные и невербальные средства общения
  6. Общение как восприятие людьми друг друга
  7. Методы психологического воздействия
  8. Группы и коллективы
  9. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  10. Лидерство
  11. Стили управления
  12. Эффективность руководства

Психологические требования к менеджеру


Скачать





Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты