Психология / Общая психология / Сергей Леонидович Рубинштейн - Основы общей психологии

Разделы психологии

Сергей Леонидович Рубинштейн - Основы общей психологии

Книги по психологии - Общая психология


Сергей Леонидович Рубинштейн - Основы общей психологии

 

Представлено критическоеобобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии в России,остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» изданиеданного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года),— под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частичнодополненными его более поздними работами и комментариями составителей, нозначительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста непомечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, атакже студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

 

 

Настоящая книга выросла изработы над предполагавшимся 2-м изданием моих «Основ психологии», вышедших в1935 г. Но по существу — как по тематике, так и по ряду основных своихтенденций — это новая книга. Между ней и её предшественницей лежит большойпуть, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

 

Мои «Основы психологии» 1935г. были — я первый это подчёркиваю —пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционногоабстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку рядаустаревших норм традиционной психологии и прежде всего тех, которые довлели надмоим собственным трудом.

Три проблемы представляютсямне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильнаяпостановка, если не решение их, особенно существенна для передовойпсихологической мысли:

1) проблема развития психикии, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности исознания, проблема развития и обучения;

2) проблема действенности исознательности; преодоление господствующей в традиционной психологии сознанияпассивной созерцательности и в связи с этим

3) преодоление абстрактногофункционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретнойдеятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг отизучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания вконкретной деятельности органически приближает психологию к конкретным вопросампрактики, в частности психологию ребёнка, к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этихпроблем прежде всего идёт размежевание между всем, что есть живого и передовогов советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счёте вопроссводится к одному: превратить психологию в конкретную, «реальную» науку,изучающую сознание человека в условиях его деятельности и таким образом в самыхисходных своих позициях связанную с конкретными вопросами, которые ставитпрактика, — такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, большеставится, чем разрешается. Но для того чтобы её когда-нибудь разрешить, её надопоставить.

Эта книга — по существу(плохая или хорошая — пусть судят другие) исследовательскаяработа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примерана новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития ипсихофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новоепонимание функций и — из более частных вопросов, — например, на решение вопросао стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в связи с проблемойреконструкции и реминисценции), на теорию развития связной («контекстной») речив связи с общей теорией речи и т. д. Во главу угла этой книги поставлены недидактические, а научные задачи.

При этом я особенноподчёркиваю одно: на этой книге стоит моё имя и в ней заключена работа моеймысли; но вместе с тем это всё же коллективныйтруд вподлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов.Перо держала одна рука и еюруководила единая мысль, но всё же коллективный труд: ряд основных его идейвыкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, ивесь фактический материал, на который опирается эта книга, является уженепосредственно продуктом коллективного труда — труда более узкого коллективамоих ближайших сотрудников и коллектива целого ряда старых и молодых психологовСоветского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материалсоветских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В нейвпервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

В отличие от оченьраспространённых в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книгени одной из острых проблем. Некоторые из них по современному состоянию науки наданном этапе её развития не могут ещё быть вполне адекватно разрешены, и присамой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторыеошибки. Но постановка их всё же необходима. Без них невозможно движение вперёднаучной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из этих проблем мноюдопущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама же ихпостановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдёт всё же на пользу науке, аэто для меня — основное.

 

Содержание

 

Предисловие к 1-му изданию

Предисловие к 2-му изданию

 

Часть I

 

Глава I. Предмет психологии

Природа психического

Психика и сознание

Психика и деятельность

Психофизическая проблема

Предмет и задачи психологии как науки

Отрасли психологии

Глава II. Методы психологии

Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение

Самонаблюдение

Объективное наблюдение

Экспериментальный метод

Другие методы психологического исследования

Глава III. История психологии

История развития западной психологии

Психология в древнем мире (древняя Греция)

Психология в средние века (до эпохи Возрождения)

Психология в эпоху Возрождения

Психология в XVII—XVIII вв. и в первой половине XIX в.

Оформление психологии как экспериментальной науки

Кризис методологических основ психологии

История развития психологии в СССР

История русской научной психологии

Советская психология

 

Часть II

 

Глава IV. Проблема развития в психологии

Развитие психики и поведения

Основные этапы развития поведения и психики

Проблема инстинкта, навыка и интеллекта

Инстинкты

Индивидуально-изменчивые формы поведения. Навыки

Интеллект

Общие выводы

Глава V. Развитие поведения и психики животных

Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

Глава VI. Сознание человека

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Сознание и мозг

Физиология высшей нервной деятельности

Развитие сознания

Развитие сознания у ребёнка

Развитие и обучение

Биогенетическая проблема

Развитие нервной системы ребёнка

Развитие сознания ребёнка

 

Часть III

 

Введение

Глава VII. Ощущение и восприятие

I. Ощущение

Рецепторы

Элементы психофизики

Психофизиологические закономерности

Классификация ощущений

Органические ощущения

Статические и кинестетические ощущения

Статические ощущения

Кинестетические ощущения

Кожная чувствительность

а) Боль

б) Температурные ощущения

в) Прикосновение, давление

Осязание

Обонятельные и вкусовые ощущения

Обонятельные ощущения

Вкусовые ощущения

Слуховые ощущения

Локализация звука

Теория слуха

Восприятие речи и музыки

Зрительные ощущения

Строение и функция глаза

Ощущение цвета

Смешение цветов

Психо-физиологические закономерности

Теория цветоощущения

Психофизическое действие цветов

Восприятие цвета

II. Восприятие

Общая теория

Природа восприятия

Константность восприятия

Осмысленность восприятия

Историчность восприятия

Восприятие и направленность личности

Восприятие пространства

Восприятие величины

Восприятие формы

Восприятие движения

Восприятие времени

Развитие восприятий у детей

Сенсорное развитие ребёнка

Развитие восприятия пространства у детей

Восприятие формы у детей

Восприятие времени у детей

Развитие восприятия и наблюдения у детей

Глава VIII. Память

Память и восприятие

Органические основы памяти

Представления

Ассоциации представлений

Теория памяти

Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании

Роль установок в запоминании

Запоминание

Узнавание

Воспроизведение

Реконструкция в воспроизведении

Воспоминание

Сохранение и забывание

Реминисценция в сохранении

Виды памяти

Уровни памяти

Типы памяти

Патология памяти

Развитие памяти у детей

Глава IX. Воображение

Природа воображения

Виды воображения

Воображение и творчество

«Техника» воображения

Воображение и личность

Развитие воображения у детей

Глава X. Мышление

Природа мышления

Психология и логика

Психологические теории мышления

Психологическая природа мыслительного процесса

Основные фазы мыслительного процесса

Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Понятие и представление

Суждение

Умозаключение

Основные виды мышления

О генетически ранних ступенях мышления

Патология и психология мышления

Развитие мышления ребёнка

Первые проявления интеллектуальной деятельности ребёнка

Первые обобщения ребёнка

«Ситуативное» мышление ребёнка

Начало активной мыслительной деятельности ребёнка

Обобщения дошкольника и понимание отношений

Умозаключения ребёнка и понимание причинности

Отличительные особенности ранних форм детского мышления

Развитие мышления ребёнка в процессе систематического обучения

Овладение понятиями

Суждения и умозаключения

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Теории развития мышления ребёнка

Глава XI. Речь

Речь и общение. Функции речи

Различные виды речи

Речь и мышление

Историческое развитие речи

Развитие речи у детей

Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка

Рост словаря

Структура речи

Развитие связной речи

Проблема эгоцентрической речи

Развитие письменной речи у ребёнка

Развитие выразительной речи

Глава XII. Внимание

Природа внимания

Теории внимания

Физиологические основы внимания

Основные виды внимания

Основные свойства внимания

Развитие внимания

Глава XIII. Эмоции

Эмоции и потребности

Эмоции и образ жизни

Эмоции и деятельность

Физиология эмоций

Выразительные движения

Эмоции и переживания личности

Психологическая диагностика эмоций. «Ассоциативный» эксперимент

Различные виды эмоциональных переживаний

Аффекты

Страсти

Настроения

Эмоциональные особенности личности

Развитие эмоций у детей

Глава XIV. Воля

Природа воли

Протекание волевого процесса

Патология и психология воли

Волевые качества личности

Теории воли

Развитие воли у ребёнка

 

Часть IV

 

Введение

Глава XV. Действие

Различные виды действий

Действие и движение

Действие и навык

Глава XVI. Деятельность

Задачи и мотивы деятельности

Труд

Психологическая характеристика труда

Труд рабочего

Труд изобретателя

Труд учёного

Труд художника

Игра

Природа игры

Теории игры

Развитие игр ребёнка

Учение

Природа учения и труд

Учение и познание

Обучение и развитие

Мотивы учения

Освоение системы знаний

 

Часть V

 

Введение

Глава XVII. Направленность личности

Установки и тенденции

Потребности

Интересы

Идеалы

Глава XVIII. Способности

Общая одарённость и специальные способности

Одарённость и уровень способностей

Теории одарённости

Развитие способностей у детей

Глава XIX. Темперамент и характер

Учение о темпераменте

Учение о характере

Глава XX. Самосознание личности и её жизненный путь

Самосознание личности

Жизненный путь личности

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты