Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии |
Книги по психологии - Общая психология | |||
Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии
Практикум представляет собой банк методик, позволяющих осуществлять исследование развития психических процессов и свойств личности в юношеском возрасте. Практикум предназначен для студентов педагогических вузов, изучающих общую психологию. Онможет быть использован учителями старших классов общеобразовательных школ,школьными психологами и всеми, интересующимися психологией.
Главная задача практикума — углубить знания студентов попсихологии путем вовлечения их в психологические психодиагностическиеисследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитаниебудущих учителей как профессионалов.
В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризоватьиндивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основныхсвойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.
I. Познавательные процессы. II. Высшие познавательные процессы и процессыцелеобразования. III. Эмоционально-волевыепроцессы. IV. Индивидуально-типологическиеособенности личности.
Каждый раздел предваряется кратким описанием основныхпсихических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике. Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны,и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется впедагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведеночеткости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполненияисследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано встрого одинаковой последовательности: a. предназначение методики и цель исследования; b. материал и оборудование; c. процедура исследования, которая включает описаниеусловий его проведения и инструкции; d. обработка результатов; e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблици шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованиюрезультатов с целью самосовершенствования испытуемого. Учебная работа студентов с методиками предполагает изучениетеоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций,учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедуройисследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведениюдиагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить кпроведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет оработе вместе с выводами и рекомендациями.
Так как предлагаемые практикумом методики имеютпсиходиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться стребованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками.Эти требования таковы. Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность: A. Предварительно проконсультироваться с психологами,работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могутбыть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованныхметодик пользователь должен воспользоваться именно ими. B. Если психологи предупреждают о том, что правильноеиспользование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальнойподготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другуюметодику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведениюпсиходиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще. C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическимметодикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всехтребований профессиональной тайны. D. Пользователь следует всем этическим нормативам впроведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: онтак же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждатьиспытуемого о том, как будет использована информация. E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартнойинструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующиепараллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могутбыть использованы специалистами-не психологами. F. Любой пользователь методик (тестов) содействуетпсихологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает мерыдля предотвращения некорректного использования методик. G. Пользователи, не являющиеся профессиональнымипсихологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскуюдеятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационнойкомиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровенькак самих разработок, так и их автора. Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, чтоосновная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать опсихологических качествах человека и применять знания в целях совершенствованияличности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчето проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировалпроцесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдениемвыполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогалрешить возникшие проблемы психологической этики. Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать задинамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторятьисследования через определенные промежутки времени.
Содержание
Раздел I
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|