Психология / Л / Либидо

Психологические термины

Либидо

Психологический словарь - Л


ЛИБИДО - во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию - энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе.

Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей - в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки - комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо - движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, - то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу - даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо - доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений - от элементарных физиологических актов до творчества - и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни - Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека:

1) к удовольствию и жизни - Эрос;

2) к разрушению и смерти - Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его «высших» форм, - центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:

1) объект-либидо - определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;

2) Я-либидо - другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться:

1) либидо платоническое - основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;

2) либидо сексуальное - основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;

3) либидо эротическое - основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

 

Либидо (лат. libido — желание, влечение) [Moll А., 1897]. Стремление к половой близости в различных ее формах. Термин широко использовался в классическом психоанализе и трактовался как фактор, обусловливающий все развитие человеческой психики и проходящего сложную эволюцию. В развитии Л. S. Freud и его последователи выделяли такие фазы (стадии) психосексуального развития как анальную, оральную, фаллическую, нарцистическую, зрелой сексуальности. Такого рода смена фаз инфантильной сексуальности лишена научных оснований и проистекает из представлений древнего идонизма, рассматривавшего стремление к удовольствию как основное побуждение к жизни [Бассин Ф.Б., Ярошевский М.Г., 1989]. Психоаналитическая концепция Л. отражала позицию фрейдовского пансексуализма и в дальнейшем подвергалась ревизии со стороны A. Adler и C. Jung. Видный неофрейдист К. Horney [1939] пришла к полному отрицанию всей теории либидо. Г.С. Васильченко [1977], рассматривая либидо в системном аспекте, выделяет в нем энергетический (нейрогуморальный) компонент, проявляющийся как общий фон и воспринимаемый как состояние психофизиологического комфорта, и половую доминанту, которая обусловливает специфически-эротическую окраску Л., переключает внимание на сексуальный объект. Половая доминанта является корковым, условно-рефлекторным, компонентом Л. и неразрывно связана с нейрогуморальным компонентом.

 

Либидо (libido)

Теория Л. яв-ся одной из наиболее широких и спорных концепций психоан. Л. относится к половому биолог. инстинкту, влечению или психич. энергии. Метапсихология изменений и преобразований Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоан. теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики.

Фрейд твердо верил в биолог. обусловленность Л. и возлагал большие надежды на его биолог. трактовку, но все же расширил это понятие, включив в него наряду с базисными сексуальными аспектами жизни еще и чувственные аспекты. К.-Г. Юнг подверг критике теорию Л. Фрейда уже в 1916 г., утверждая, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной, недифференцированной формы психич. энергии или жизненной силы. Д. Рапапорт заменил понятие Л. понятием общей, неспецифической энергии побуждений, когда переплавлял традиционный, ориентированный на инстинкты и Оно психоан. в более широкую эго-психологию. Растущая озабоченность в связи с банкротством гидравлической и термодинамической моделей, а заодно и модели разрядки побуждения привела к устранению или ослаблению значения теории Л. во многих позднейших формулировках психоан. теории.

Если оставить в стороне споры о том, какую роль играет Л. в психоан. теории или любой другой теории поведения и патологии, то свою полезность сохраняют две неизменные области понятий, выведенных из теории Л., в особенности если учитывать и уважать метапсихологический характер последних. Одна область — это качественные свойства Л. (или любой инстинктуальной энергии), к-рые служат в качестве структуры, процесса и орг-ции так называемого драйва, или побуждения.

Вторая полезная область понятий, выведенных из теории Л., — понятия связанных с возрастным развитием прогрессивных изменений психосексуальности и объектных отношений. Либидинальная гратификация была поставлена в связь с чувственностью или активностью, сфокусированной на каждой из т. н. эрогенных зон тела, сменявших одна другую при прохождении стадий развития. Конкретные особенности характера и/или патологии связывались с успехами, неудачами и компромиссами на каждой ступени цепного процесса развития. Продвижение Л. от аутоэротизма (гратификация при посредстве собственного тела) к нарциссизму (любовь к самому себе) и объектной любви (гратификация через вовлеченность в отношения с другими людьми) служит дополнением последовательности психосексуального развития, добавляя еще одну важную генетическую линию, из к-рых в итоге формируется основа для психоан. диагностической классиф.

 

ЛИБИДО (от лат. libido — влечение, желание, стремление) — половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность Л. определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. Понятие Л. в смысле полового инстинкта, сексуального желания использовалось М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем (1898).

З. Фрейд сделал его популярным. Фрейдовское понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, г. о. бессознательного. Затем Л. стало причастно и к др. формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о возможности вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации (см. Защита психологическая), Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью которых вскрывался механизм нормального и патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с 2 основными влечениями человека: к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос).

В трактовке Л. К. Юнгом сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах — как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом — Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы. (И. А. Мещерякова.)





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты