Психология / К / Камуфляж

Психологические термины

Камуфляж

Психологический словарь - К


КАМУФЛЯЖ (фр. camouflage — маскировка).

1. Способность некоторых животных маскироваться посредством изменения окраски.

2. Военный термин, означающий способ маскировки предметов (напр., зданий и военной техники) путем их окраски, затрудняющей визуальное обнаружение и опознание. Дополним это краткое определение выразительным примером из лекций Л. С. Выготского: «Перед вами загадочная картинка. Надо найти тигра или льва, но вы не можете его увидеть, потому что части... составляющие тело тигра, являются в то же время частями др. изображений на картинке. Вот почему вам трудно его увидеть. Этот закон... успешно применялся в военной маскировке. Один из нем. ученых создал целую систему маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или др. орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в др. структуру. Это лучший из приемов маскировки». См. Маскировка изображений. (Б. М.)

 

Камуфляжное значение одежды

Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах.

Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя.

Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О. разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной фигуры.

Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку. Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в сторону от непривлекательной области.

Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья, выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в действительности.





Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты