Психология / И / Индивидуальная психология

Психологические термины

Индивидуальная психология

Психологический словарь - И


Индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. В этом случае главное — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах. Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. individual psychology) — направление глубинной психологии, основанное и разработанное А. Адлером после его разрыва с фрейдизмом. Название «И. п.» происходит от лат. individuum (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Через все проявления любой личности красной нитью проходит ее жизненная линия, направленная на реализацию жизненной цели (в более поздних работах — смысла жизни). Целью и смыслом жизни структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности складываются у ребенка в первые 3-5 лет и обусловлены г. о. условиями семейного воспитания.

В качестве движущих сил развития личности И. п. первоначально рассматривала желание компенсировать возникающее в раннем детстве чувство неполноценности (см. Комплексы неполноценности и превосходства), принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху перестало трактоваться как следствие первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в И. п. выступает социальный интерес (или чувство общности) — стремление сотрудничать с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется лишь в ходе воспитания. Недоразвитие социального интереса становится причиной преступности, наркомании, неврозов, психозов и др. социальных и психопатологических отклонений. И. п. внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи И. п. в Западной Европе и в США объединены в ассоциации И. п., существуют институты И. п. и журналы И. п. на нем. и англ. языках. (Д. А. Леонтьев.)

 

Адлера индивидуальная психология [Adler А.]. Одно из направлений глубинной психологии, возникшее как следствие расхождения А. Адлера с З. Фрейдом, отрицающее присущий психоанализу пансексуализм и рассматривающее человека как существо социальное. Основное значение придается группе влечений «Я» — влечениям к власти, превосходству и самоутверждению. Невроз рассматривается как проявление тенденций преодоления чувства неполноценности и стремления к приобретению чувства превосходства.

Для лечения невроза, по Адлеру, необходимо вскрыть его скрытый психогенез, сущность «жизненного стиля» больного (невроз понимается не как болезнь, а как своеобразный характер), установить наличие ложных жизненных целей. Те или иные психопатологические проявления должны быть сопоставлены с соответствующими им фиктивными жизненными целями. Анализируя чувство неполноценности невротика, врач должен указать ему более верные и более совершенные пути компенсации. Стремлением к власти и превосходству объясняются все особенности поведения человека, преступность, а также клинические проявления психозов.

Индивидуальная психология пытается объяснить и ряд социально-политических явлений с позиций якобы присущих человеку во все времена отношений конкуренции и борьбы за власть.

Основное средство индивидуально-психологической психотерапии Адлера — психоанализ.

Индивидуальная психология А. Адлера оказала влияние на развитие неофрейдизма в США

 

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает «неделимое», выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

Центральная идея - о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.

Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности - индивидуальность - ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны - становится невротичной и асоциальной.

В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (-> комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии - помочь невротическому субъекту (-> невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.

Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.

Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес - как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:

1) конструктивный - в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;

2) деструктивный - за счет унижения и эксплуатации других.

Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса - чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором - требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это - ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного - берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта - восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.

Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической. ;

Важнейшие результаты психологии индивидуальной - это:

1) развитие концепции комплексов;

2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;

3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;

4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.

Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (-> психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.

 





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты