Афоризмы психологов – Дональд Винникотт |
Психологу - Афоризмы психологов | |||
Творческое постижение реальности заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить. ٭ ٭ ٭
Игра и культура связывают между собой прошлое, настоящее и будущее, они заполняют пространство и время. ٭ ٭ ٭
Каждый из нас может почерпнуть что-то из культурного опыта, если у нас есть место, куда положить то, что обнаружено. ٭ ٭ ٭
Спонтанный жест – это подлинное Я в действии. ٭ ٭ ٭
Нет такого создания как дитя – только дитя и мать. ٭ ٭ ٭
Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, некогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека. ٭ ٭ ٭ Ребенку не следует знать всего, чего матери приходится делать для него, чем она жертвует ради него. ٭ ٭ ٭
Наиболее замечательная особенность матери – ее готовность нести определенный ущерб от своего ребенка, переносить его ненависть, будучи не вправе отплатить тем же, и ее способность ждать наград, которые могут и не прийти. ٭ ٭ ٭
Мать ненавидит ребенка задолго до того, как ребенок начинает ненавидеть мать, и до того, как он узнает, что мать его ненавидит. ٭ ٭ ٭
Психотерапия – это когда два человека вместе играют. ٭ ٭ ٭
Психоаналитик принимает роль той или иной полезной фигуры из детства пациента. Он наживается на успехе того, кто делал грязную работу, когда пациент был ребенком. ٭ ٭ ٭
В течение своего рабочего времени психотерапевт должен оставаться уязвимым и в то же время удерживаться в рамках профессио-нальной роли. ٭ ٭ ٭
Между пациентом и психоаналитиком стоит профессиональная позиция последнего, его техника, то есть та работа, которую он проделывает в уме. ٭ ٭ ٭
Если удается освободить спрятанное истинное Я пациента, частью лечения может стать срыв, и тогда психоаналитику придется играть роль матери ребенка, проснувшегося в пациенте. ٭ ٭ ٭
Психотерапия будет неполной, если пациент никогда не придет к пониманию того, что пришлось вынести психотерапевту ради поддержания терапевтического процесса. Без такого понимания пациент в какой-то мере находится в положении ребенка, который не в состоянии понять, чем он обязан своей матери. ٭ ٭ ٭
Психоаналитик должен быть готов на протяжении долгого времени выдерживать напряжение, связанное с непониманием пациентом того, что он делает. Чтобы выдержать это, он должен спокойно осознавать свой страх и свою ненависть. Психоаналитик должен быть в позиции матери по отношению к еще не родившемуся или недавно родившемуся ребенку. В конце концов ему следовало бы найти возможность объяснить пациенту смысл происходящего, но возможно он никогда и не получит такой возможности. ٭ ٭ ٭ В глубокой регрессии пациент не может идентифицироваться с психоаналитиком или принять его точку зрения, подобно тому, как плод или новорожденный не может сочувствовать матери. ٭ ٭ ٭
Психоаналитик получает немедленную награду через отождествление с пациентом, который достигает прогресса и предвидит еще большую награду после окончания лечения. ٭ ٭ ٭
В некотором смысле аналитику труднее, чем кому бы то ни было быть оригинальным. Все то, что мы говорим сегодня, было преподано нам вчера (нашими пациентами). ٭ ٭ ٭
Психоаналитик имеет возможность выражать ненависть. Ненависть выражается существованием конца часа. Это так, даже если нет никаких сомнений в том, что пациент сам желает уйти. ٭ ٭ ٭
Чтобы контролировать то, что находится вовне, нужно что-то делать, а не просто думать или хотеть, а действия требуют времени. ٭ ٭ ٭
Делая интерпретацию, психоаналитик показывает, как много и, одновременно, как мало он способен услышать и вычленить из сообщения пациента. ٭ ٭ ٭
Психоаналитическое исследование, до известной степени, – есть попытка части психоаналитика продолжить свой собственный анализ дальше той точки, на которой остановился его собственный аналитик. ٭ ٭ ٭
Психоанализ – это не образ жизни. Мы надеемся, что пациенты закончат лечение и забудут нас, что они обнаружат, что сама жизнь – это вполне действенная терапия.
|