Психология / Д / Движение

Психологические термины

Движение

Психологический словарь - Д


 ДВИЖЕНИЕ (англ. movement) — комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение, Построение движения, Психическая регуляция движений). (А. И. Назаров.)

ДВИЖЕНИЕ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ — см. Двигательный аппарат.

 

ДВИЖЕНИЕ - структурная единица деятельности - результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность организма. В зависимости от особенностей строения орган имеет различные возможности для выполнения движений. Для руки характерно большое число степеней свободы движений, так что она может приспособиться к любому предметному действию. Подобная же свобода движений характерна для речевого аппарата и нижних конечностей. Свобода движений соответственных органов животных значительно более ограничена и обычно позволяет лишь варьировать ограниченный анатомическим строением ряд движений. Свобода движений, характерная для человека, не может обеспечиваться врожденными механизмами, поэтому лишь небольшое число локомоторных движений являются безусловно-рефлекторными (рефлексы коленный, мигательный и пр.), а большинство регулирующих механизмов условнорефлекторны - складываются прижизненно. Так что основной механизм формирования движений - выработка двигательных рефлексов условных.

ДВИЖЕНИЕ: КООРДИНАЦИЯ - управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании навыка двигательного видоизменяется координация движений, в том числе - учет инерционных характеристик двигающихся органов; также меняется форма управления движениями органов тела:

1) на начальных стадиях управление выполняется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов;

2) затем - за счет коротких импульсов напряжения определенной мышцы в нужный момент;

3) наконец, на заключительных стадиях уже используется инерция Движений, теперь направляемая на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешение всех инерционных движений без применения особых импульсов для их коррекции.

ДВИЖЕНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ: МЕХАНИЗМ (механизм организации движений) - здесь объектом изучения были естественные движения нормального организма, в основном человека. Прежде бытовало мнение, что акт двигательный организуется так: при обучении движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа, затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут командные импульсы, и движение выполняется. Итак, механизм движения описывался схемой дуги рефлекторной: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция. Согласно Н. А. Бернштейну, сколько-нибудь сложное движение так выполняться не может. Главная причина - в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят отклонения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вноситься поправки, коррекции. Это - содержание принципа коррекций сенсорных. Дополнительные факторы, влияющие на ход движения, таковы:

1) силы реактивные - например, если сильно махнуть рукой, то в других частях тела разовьются эти силы, кои сильно изменят их положение и тонус;

2) силы инерционные - например, если резко поднять руку, она взлетает не только за счет моторных импульсов, но с какого-то момента движется по инерции; влияние инерции особенно велико при работе с тяжелым орудием;

3) силы внешние - так, если движение направлено на объект, оно встречается с его сопротивлением, кое далеко не всегда предсказуемо;

4) исходное состояние мышцы - ибо состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также от утомления и прочего; потому один и тот же управляющий импульс может давать различные моторные эффекты. Действие всех этих факторов обусловливает необходимость непрерывного учета информации о состоянии двигательного аппарата и о ходе движения. Эта информация называется сигналами связи обратной.

ДВИЖЕНИЕ: ПОСТРОЕНИЕ - основное понятие теории функционирования моторики человека, разработанной Н. А. Бернштейном. Построение движений реализуется за счет работы нескольких уровней, каждый из коих порождает целый спектр полноценных движений, а не отдельные качества одного движения. Оно направляется:

1) смысловой структурой действия;

2) его двигательным составом;

3) комплексом афферентаций сенсорного синтеза;

4) морфологическим субстратом. Существует два уровня построения движений:

1) ведущий - на коем определяется смысл данной двигательной задачи и который подчиняет себе остальные уровни;

2) фоновый - на коем реализуются технические компоненты движения: его тонус, иннервация и деиннервация, торможение реципрокное, сложные синергии и пр.

ДВИЖЕНИЕ: РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ (психическая регуляция движений) - корректировка процесса построения движения на основе потребностного состояния и связи обратной, обеспечивающей контроль , за его достижением.

 





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты