Адаптация персонала |
Персонал |
Адаптация персонала Адаптация — приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. Адаптация социально-психологическая — это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Она предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею общегрупповых задач.
Социально-психологическая адаптация персонала представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. Основными моментами здесь являются: приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях организации. Новые сотрудники должны понять свою роль в служебной иерархии, усвоить ценности компании и требуемые навыки поведения. Адаптации нового работника всегда способствует прикрепление наставника. Она происходит быстрее там, где есть активные контакты между новоприбывшими и работниками служб персонала. Адаптация персонала психофизиологическая. Приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте (участке, в цехе, лаборатории и т.п.). Во многом зависит от состояния здоровья работника, защитных реакций организма и действующих факторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и т.п.) Адаптация социально-организационная — приспособление к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты. В психологическом плане адаптация персонала отражает направленность личности на снятие эмоциональной напряженности, возникающей вследствие отсутствия необходимого опыта выполнения требуемых функций и задач. Такая стратегия обычно определяется как «пассивное приспособление». С другой стороны, психологическая адаптация представляет собой активное приспособление нового работника к ситуации. Это поиск способов налаживания деловых и личностных взаимоотношений в новом коллективе, организация темпа, ритма и объема интеллектуальной и физической нагрузки, нахождение путей и средств освоения новых функций, мобилизации творческих сил, направленности на достижения, проч. По материалам http://psyfactor.org/
Процесс адаптации разделяется на четыре этапа:
1. Оценка уровня подготовленности нового сотрудника. Она необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет специальную подготовку и опыт работы в подобных подразделениях других компаний, период адаптации будет минимальным. 2. Ориентация представляет собой практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При проведении ориентации разбираются следующие вопросы: 3. Действенная адаптация заключается в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловлена его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках действенной адаптации сотрудник получает возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания о предприятии. 4. Функционирование представляет собой постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе. Чаще всего этот этап наступает после 1 года — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может произойти уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если к работе в организации привлекается большое количество персонала. Большую роль в формировании организационной культуры на предприятии принадлежит руководителю. Через его поведение сотрудники должны понять и осознать те ценности, нормы и правила поведения, которые характерны для конкретного предприятия. Необходимо, чтобы руководитель пояснил новому сотруднику правила распорядка, схемы оценки труда, порядок внутриорганизационной коммуникации, принципы организации работы и другие параметры, которые важны для того, чтобы новый человек не чувствовал себя дискомфортно из-за их нарушения. В связи с этим, необходимо осуществить ряд следующих мероприятий:
|