МУХИНА Возрастная психология |
Книги по психологии - Возрастная психология | |||
МУХИНА Возрастная психология В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют проблемы возрастной психологии.
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество. В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми. В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни. Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
Оглавление От автора................................................................................................3 Введение..................................................................................................4 Раздел I. Феноменология развития ............................................................7 Глава 1. Факторы, определяющие психическое развитие..................9 § 1. Условия психического развития.............................................9 § 2. Предпосылки развития психики...........................................36 § 3. Внутренняя позиция и развитие ...........................................50 Глава II. Индивидуальное развитие личности .................................54 § 1. Социальная единица и уникальная личность .....................54 § 2. Фактор места как условие развития личности ...................73 Глава III. Механизмы развития личности и ее социального бытия ..................81 § 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности ................................................82 § 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности ................................................87 § 3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личностей ............ 92 Раздел II. Детство...................................................................................... 96 Глава IV. Младенчество...................................................................... 98 § 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития ........99 § 2. Собственно младенчество................................................... 104 Глава V. Ранний возраст................................................................... 118 § 1. Особенности общения ......................................................... 119 § 2. Умственное развитие........................................................... 125 § 3. Предпосылки формирования личности............................. 139 § 4. Предметная и другие виды деятельности.......................... 150 Глава VI. Дошкольный возраст....................................................... 163 § 1. Особенности общения ......................................................... 165 § 2. Умственное развитие.............................................:............. 175 § 3. Детская личность .................................................................213 § 4. Игры и другие виды деятельности .....................................235 452 Глава VII. Младший школьный возраст ........................................ 249 § 1. Особенности общения......................................................... 251 § 2. Умственное развитие........................................................... 269 § 3. Личность ребенка младшего школьного возраста........... 286 § 4. Учебная деятельность.......................................................... 321 Раздел III. Отрочество............................................................................ 345 Глава VIII. Условия и образ жизни................................................. 348 § 1. Социальная ситуация в жизни отрока............................... 348 § 2. Учебная деятельность и ориентация на труд.................... 356 Глава IX. Особенности общения ..................................................... 362 § 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции ....................... 362 § 2. Общение со сверстниками противоположного пола....... 372 Глава X. Умственное развитие......................................................... 379 § 1. Развитие речи....................................................................... 379 § 2. Развитие высших психических функций ........................... 384 Глава XI. Личность отрока.............................................................. 396 § 1. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве........................................... 396 § 2. Самосознание в отрочестве................................................ 406 Вместо заключения. Юность.................................................................. 420 Примечания ............................................................................................. 424 Приложение. Программа курса «Возрастная психология................... 431
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|