Психология / Что такое тренинг

Тренинг

Тренинги


Психологический тренинг

 

Тренинг - это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.

Психологический словарь

 

Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) - один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.

В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует.

 

Glossword

 

В настоящее время психологический тренинг занял уверенную позицию как метод и научно-практическое направление.

Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профессиональной деятельности, охватывая все стороны ее психологического обеспечения.

 

Цель психологического тренинга - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации.

Можно определить тренинг как, многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К.Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчет в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, какую реакцию у них вызывает их поведение. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие.

 

В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Таким образом, основной целью использования таких групп являлось улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах; а также оптимизация отношений рабочих и служащих.

 

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью применения разработанных М.Форвергом работ стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

 

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделяют 5 типов групповой работы:

  1. «Я-Я» - группы направлены на изменения на уровне личности, личностный рост. Главные источники преобразования - внутриличностные;
  2. «Я-Другие» - группы направлены на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от способа поведения;
  3. «Я-Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности с группой, как социальной общностью;
  4. «Я-Организация» - группы ориентированы на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях;
  5. «Я-Профессия» - группы ориентированы на субъекты конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972) (34.81).

Психологические тренинги классифицируются:

  • по форме проведения - Индивидуальный. Групповой.
  • по составу участников - Реальные группы. Квазиреальные группы. Группы незнакомых людей.
  • по композиции - Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным особенностям, профессии,
  • региональным особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, мотивации). Неоднородные группы.
  • по уровню изменений - Субъектный (изменения происходят преимущественно на уровне умений и навыков). Личностный (изменения происходят преимущественно на уровне личностных свойств).
  • по организации - Фрагментарный тренинг. Программированный тренинг.
  • по целям и задачам - Коммуникативный тренинг. Интеллектуальный тренинг. Регулятивный тренинг. Тренинг специальных умений.

Структура тренинга:

Профессионально ориентированные программы тренинга для социономической группы структурно включают в себя два основных блока:

  1. базовый (универсальный);
  2. блок специальных умений.

В программах базового блока решаются задачи, связанные с преднамеренными изменениями на уровне личности профессионала и субъектных характеристик, существенных для эффективной деятельности во всем пространстве профессиональной среды и жизнедеятельности.

В блоке специальных умений основное внимание уделяется развитию узкоспециальных умений и навыков, специфических для конкретной профессиональной группы, организации в целом или определенного периода ее развития.

Зачастую в базовый блок включаются программы креативности, партнерского общения, сенситивности, уверенности в себе и групповые формы аутотренинга. В блок специальных умений - программы личностного влияния, формирования команды, философии и стратегии организации, тренинг эффективного взаимодействия с людьми.

Общая цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок. Цель также достигается коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его невербальные и вербальные проявления.

Автор Пономарев Сергей Вячеславович

 





Похожие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты