Психология / Р / Развитие Движений Ребенка

Психологические термины

Развитие Движений Ребенка

Психологический словарь - Р


РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие, Новорожденность).

После рождения обнаруживаются след. виды двигательной активности: рудиментарные двигательные рефлексы типа Робинзона, Моро, ползания по Бауэру и др. позно-тонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз и, наконец, хаотические движения, часто внешне недетерминированные и являющиеся в этом случае проявлением физиологической активности. Указанные виды движений относятся к категории врожденных предпосылок развития в постнатальном онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является обратная связь (обратная афферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится также способность сохранения и воспроизведения проприорецептивной информации (см. Проприоцепция), проявляющаяся уже с первых дней жизни.

Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов координации движений на основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе межанализаторных условно-рефлекторных связей, подражания и ориентировочно-исследовательской деятельности к 1,5 г. жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений ребенка.

В этот период особое значение приобретает предметно-манипулятивная деятельность ребенка (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская): движения рук приурочиваются к предметным условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По мере развития речи, вербализации двигательных актов в системе орудийных операций постепенно формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11-14 лет. Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать все уровни двигательных . мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие далеко не завершены. Так, поле 4 коры головного мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого, между 2 и 4 гг., а поле 6 — к 7 г. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза неодинаковы. См. Возрастная психофизиология, Развитие коры головного мозга.

 

ДЕТИ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ (развитие движений ребенка, двигательное развитие ребенка) - процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. В момент рождения ребенок не имеет вполне готовых механизмов регуляции движений, хотя уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, активизируется кровообращение и лимфоток. Сразу после рождения проявляется целый набор реакций двигательных:

1) рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро;

2) ползание по Бауэру;

3) позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные;

4) безусловнорефлекторные двигательные акты - в виде пищевого сосательного и защитного мигательного движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, кои группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе формируются целенаправленные движения. При необходимом воспитании к первому полугоду жизни ребенка формирование всех основных движений в целом завершается. В дальнейшем совместно с развитием речи происходит формирование движений произвольных (-> движение произвольное: формирование). Основной набор универсальных реакций двигательных окончательно оформляется к 11-14 годам.





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Поиск по сайту

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты