Психология / Общая психология / А.Лурия. Эволюционное введение в общую психологию

Разделы психологии

А.Лурия. Эволюционное введение в общую психологию

Книги по психологии - Общая психология


luria1Эволюционное введение в общую психологию Лурия А.Р

В течение долгого времени психология была областью знания, обособленной как от наук о природе, так и от наук об обществе. Это было в значительной мере связано с тем, что психология подходила к своему предмету с открыто идеолистических позиций. Она ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды.

Такое положение проявилось, например, в учении Декарта, считавшего, что самосознание человека является первичным свойством его душевной жизни, из которого можно вывести всю дальнейшую сложность его психических переживаний.

Преодоление такой обособленности психологии и было предметом острой борьбы, которая развернулась в науке за последнее столетие. Еще сто лет тому назад И. М. Сеченов выдвинул борьбу с обособителями психологии от других положительных наук в качестве основной задачи как психологии, так и шире – всякого научного мировозрения. Он высказывал мысль, что психология должна быть включена в число других наук о природе и что ее предметом должно быть изучение «формирование психологических деятельностей», которое протекает под непосредственным влиянием воздействий среды, испытываемых человеком. Рефлекторная концепция психологии, выдвинутая И. М. Сеченовым. была едва ли не первой научной попыткой преодолеть дуализм взглядов на психическую жизнь и включить психологию в систему других положительных наук.

Включение психологии в число наук о природе и обществе стало основной задачей и советской материалистической науки.

В работах советских психологов, развивающих материалистические взгляды Сеченова, психология перестала быть наукой о внутреннем мире, обособленном от внешних явлений. Психология стала пониматься не как изначальное свойство душевной жизни, а как результат длительного развития жизнедеятельности, в процессе которой организм вступает в активные взаимодействия с окружающей средой, начинает ориентироваться в ней, активно отражать объективный мир. В процессе такого отражения объективных воздействий среды и возникают те функции мозга, которые можно назвать психическими.

Легко видеть, что такое изменение подхода к основным проблемам имело коренное значение для построения психологи как материалистической науки. Оно устраняло ложное представление о психике как о внутреннем мире, обособленном от внешних воздействий, и давало возможность развитию тех форм отражения объективной действительности, которые изменяются в процессе эволюции природы и общества.

Психические процессы становятся, таким образом, предметом объективного изучения, а психология, наряду с другими дисциплинами – отраслью объективного научного знания.


Содержание

Лекция 1. Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь

Лекция 2. Развитие поведения на ранних этапах филогенеза. Донервная жизнь и формирование нервной системы

Лекция 3. Инстинктивное поведение животных

Лекция 4. Индивидуально–изменчивое поведение

Лекция 5. Интеллектуальное поведение животных

Лекция 6. Границы поведения животных и психологическая деятельность человека

Лекция 7. Язык и формирование сознание

Лекция 8. Язык и формирование высших психологических функций

Лекция 9. Основные принципы психологического развития в онтогенезе

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты