Психология / Общая психология / Узнадзе Д. Н. - Общая психология

Разделы психологии

Узнадзе Д. Н. - Общая психология

Книги по психологии - Общая психология


Узнадзе Д. Н. - Общая психология

 

Научное наследие Дмитрия Николаевича Узнадзе в целом довольно плохо знакомо русской научной общественности. Это более чем странно, учитывая то обстоятельство, что он был признанным классиком «советской психологии». Исследования Узнадзе и его школы всегда привлекали особое внимание, а оригинальная общепсихологическая концепция установки служила предметом многочисленных обсуждений и дискуссий. В конечном счете, ей была дана самая высокая оценка — как масштабной теоретической системе, в которой наиболее плодотворно разработана категория бессознательного, более того, она рассматривалась даже как «советская альтернатива психоанализу». Все это, однако, происходило в условиях, когда многие значительные произведения автора были не переведены на русский язык и не изданы. Разумных оснований для существования подобного положения вещей вроде бы не было, однако оно оставалось неизменным вплоть до конца советской эпохи.
Мы не будем здесь анализировать субъективные и объективные предпосылки указанного парадокса, хотя с исторической точки зрения это было бы небезынтересно. Главное другое — по-видимому, нынче они в основном устранены. Русская научная общественность получила, наконец, возможность в полной мере ознакомиться с творчеством автора, интерес к которому существовал всегда и, думается, остается и поныне.
Предлагаемая книга отчасти будет способствовать удовлетворению этого интереса. Однако прежде чем коснуться непосредственно данной работы, имеет смысл в самых общих чертах охарактеризовать наиболее важные направления научного творчества Узнадзе с тем, чтобы еще раз напомнить, как мало оно знакомо русскому читателю и сколь много еще предстоит сделать для исправления положения.
Богатое научное наследие Узнадзе включает в себя произведения по философии, педагогике, истории, эстетике и психологии. Причем, вплотную исследованием психологической проблематики Узнадзе занялся лишь после 1918 года, переехав в Тбилиси, где в только что открывшемся университете начал организовывать первую в Грузии кафедру и лабораторию психологии. До этого он в Кутаиси занимался теоретической и практической работой в области педагогики, писал учебники по истории, а также исследования по эстетике и литературной критике, и особенно по философии.
Узнадзе по праву считается одним из основателей грузинской философской школы.

 

Что касается центрального, пожалуй, вопроса данного обзора — в чем именно нашло свое выражение своеобразие установочного подхода к анализу отдельных психических процессов, то в этой части следует заострить внимание на том, как решает автор проблему интермодального единства ощущений. Решение данной проблемы в духе теории установки напрашивается как бы само собой. В самом деле, поскольку различные модальности переживаются единым субъектом, то вполне логично искать причину сходства между этими переживаниями именно в нем, в его целостном состоянии. Установка, как именно такое состояние, возникает в результате воздействия на индивида среды, то есть довольно многообразных сенсорных стимуляций. В свою очередь, единство установочной основы определяет единство и родственность переживаний, в частности, ощущений различной модальности. Этим же механизмом объясняются и остальные феномены из этой сферы: факты синестезии и эффекты взаимодействия органов чувств.
Разговор о восприятии Узнадзе начинает с постановки вопроса о взаимосвязи предмета и содержания восприятия и обсуждения результатов своих опытов, направленных на его решение. Эти эксперименты выявили интересные закономерности взаимовлияния содержания и предмета восприятия, при явном приоритете последнего. Положение об основополагающей роли предмета в процессе восприятия является несущей конструкцией всей главы.
Особое внимание автора привлекает такое свойство восприятия, как целостность, гештальтность. Это вполне естественно, так как психология установки, по сути, есть психология целостности. Но это — целостность субъекта; и именно субъект как целое, полагает Узнадзе, забыт гештальттеорией. Явление целостности восприятия в ней сведено к закономерностям гештальтизации, то есть объективной организации перцептивного поля. Автор предлагает альтернативную формулу: комплекс раздражителей (объект) — целостный процесс в субъекте — восприятие как целостность. Осмысливая установку в качестве опосредствующего звена, Узнадзе приходит к следующему пониманию механизма восприятия: мотивированный субъект начинает взаимодействовать с внешним миром, результатом чего является целостное изменение субъекта, вызванное в нем объективной действительностью. Так возникает установка, представляющая основу действия и переживания индивида, в том числе и восприятия.

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты