Психология / Общая психология / Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии

Разделы психологии

Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии

Книги по психологии - Общая психология


Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии

 

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии"
С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено
учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л.
Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено
Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г.
Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И. Вернадского и других.
Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами,
дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда
не затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер
обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей
негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в
"Послесловии" к данному изданию.
Непреходящую ценность книги С. Л. Рубинштейна составляет не
столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических
знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто
исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической
науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена
целостная система новой психологии, включающая как основные
методологические принципы, так и особый способ построения этой науки.
Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен
значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи
нашей страны, такие как сам С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев
и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических
знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были
обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе
единства сознания и деятельности.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется
прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала
библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у
читателей, также побудило к ее переизданию.

 

Эта книга по существу (плохая или хорошая - пусть судят другие)
исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных
проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на
постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку
сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и-из более
частных проблем - на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку
психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и
реминисценции), на концепцию развития связной ("контекстной") речи и ее
места в общей теории речи и т. д. Во главу угла этой книги поставлены не
дидактические, а научные задачи.
При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и
в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный
труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два
десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но
все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался
как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический
материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно
продуктом коллективного труда - труда более узкого коллектива моих
ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов
Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал
советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных.
В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.
В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я
не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из
них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно
разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут
вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без
решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если
окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или
иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и
дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для
меня - основное.
Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я
охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы
она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ. . . .
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ .
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ .
Природа психического
Психика и сознание (17). Психика и деятельность
Психофизическая проблема (24). Предмет и задачи психологии как
науки .
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ .
Методика и методология
Методы психологии.
Наблюдение.
Самонаблюдение (43). Объективное наблюдение (46).
Экспериментальный метод .
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
История развития западной психологии
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. . 54
Оформление психологии как экспериментальной науки
Кризис методологических основ психологии
История развития психологии в СССР
История русской научной психологии .
Советская психология .
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ .
Развитие психики и поведения .
Основные этапы развития поведения и психики .
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта.
Инстинкты (103). Индивидуально-изменчивые формы поведения (107).
Интеллект (114). Общие выводы (117).
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ
ЖИВОТНЫХ .
Поведение низших организмов .
Развитие нервной системы у животных
Образ жизни и психика.
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Сознание и мозг .
Развитие сознания
Развитие сознания у ребенка
Развитие и обучение .
Развитие сознания ребенка
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение
Рецепторы .
Элементы психофизики (180). Психофизиологические закономерности
(183).
Классификация ощущений.
Органические ощущения .
Статические ощущения
Кинестетические ощущения .
Кожная чувствительность
1. Боль
2 и 3. Температурные ощущения.
4. Прикосновение, давление
Осязание .
Обонятельные ощущения.
Вкусовые ощущения .
Слуховые ощущения.
Локализация звука .
Теория слуха .
Восприятие речи и музыки
Зрительные ощущения
Ощущение цвета.
Смешение цветов (217). Психофизиологические закономерности (218).
Теория цветоощущения .
Психофизическое действие цветов
Восприятие цвета .
Восприятие.
Природа восприятия .
Константность восприятия .
Осмысленность восприятия .
Историчность восприятия
Восприятие и направленность личности
Восприятие пространства.
Восприятие величины .
Восприятие формы .
Восприятие движения .
Восприятие времени .
ГЛАВА VIII. ПАМЯТЬ .
Память и восприятие
Органические основы памяти .
Представления .
Ассоциации представлений (264). Теория памяти .
Роль установок в запоминании (270).

Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в воспроизведении (279). Воспоминание
Сохранение и забывание .
Реминисценция в сохранении (287). Виды памяти
Уровни памяти.
Типы памяти
ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ .
Природа воображения.
Виды воображения
Воображение и творчество .
"Техника" воображения
Воображение и личность .
ГЛАВАХ. МЫШЛЕНИЕ
Природа мышления
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса .
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление.
Умозаключение (332). Основные виды мышления .
О генетически ранних ступенях мышления
Развитие мышления ребенка
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка .
Первые обобщения ребенка (347). "Ситуативное" мышление ребенка
Начало активной мыслительной деятельности ребенка (350).
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений (353). Умозаключения
ребенка и понимание им причинности (355). Отличительные особенности
ранних форм детского мышления (358).

Развитие мышления ребенка в процессе
систематического обучения
Овладение понятиями (365). Суждения и умозаключения (367).
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Теория развития мышления ребенка .
ГЛАВА XI. РЕЧЬ .
Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и мышление .
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Структура речи
Развитие связной речи.
Проблема эгоцентрической речи .
Развитие письменной речи у ребенка
Развитие выразительной речи
ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ .
Теория внимания
Физиологические основы внимания.
Основные виды внимания
Основные свойства внимания.
Развитие внимания .
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ .
Различные виды действия
Действие и движение
Действие и навык .
ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .
Задачи и мотивы деятельности .
Труд
Психологическая характеристика труда.

Труд изобретателя
Труд ученого
Труд художника.
Игра
Природа игры
Теории игры
Развитие игр ребенка .
Учение.
Природа учения и труд .
Учение и познание
Обучение и развитие.
Мотивы учения.
Освоение системы знаний
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Установки и тенденции .
Потребности
Интересы.
Идеалы .
ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ .
Общая одаренность и специальные способности .
Одаренность и уровень способностей
Теории одаренности
Развитие способностей у детей .
ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ .
Эмоции и потребности.
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Выразительные движения
Эмоции и переживания личности
"Ассоциативный" эксперимент.
Виды эмоциональных переживаний.
Эмоциональные особенности личности

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ .
Природа воли
Волевой процесс.
Патология и психология воли
Волевые качества личности
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Учение о темпераменте
Учение о характере .
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Самосознание личности .
Жизненный путь личности.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Исторический контекст и современное звучание
фундаментального труда С.Л.Рубинштейна
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С.Л.РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК РАБОТ О С.Л.РУБИНШТЕЙНЕ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ .

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты