Первушина О. Н. Общая психология |
Книги по психологии - Общая психология | |||
Первушина О. Н. Общая психология
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.
Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами. Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.
Общая психология.
Общая психология.ОглавлениеTOC \h \z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3" Предмет и методы психологии. Необходимость обсуждения предмета психологии. Традиционные представления о предмете психологии. Явления сознания как предмет психологии. Непосредственный опыт как предмет психологии. Интенциональные акты сознания как предмет психологии. Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. Поведение как предмет психологии. Бессознательное как предмет психологии. Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. Личный опыт человека как предмет психологии. Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов. Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. Ощущение как начальная ступень познания. Основные подходы к анализу восприятия: Способы создания образов воображения. Формирование умственных действий. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. Подробнее о видах мышления см.: Препятствия на пути творческого мышления. Происхождение и развитие слова. Семантическая структура и функция слова. Становление и развитие речи ребенка. Некоторые теории речевого развития. Процессы психического регулирования. Об информационной теории эмоций см.: Подробнее о функциях эмоций см.: Специфика волевого регулирования. Свойства сознания как функционального органа: Принцип единства сознания и деятельности. К вопросу о происхождении потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу). К вопросу о структуре личности. О попытках классификации личности, выделении типов личности см.: Нейротипические (нейродинамические) свойства человека. Уровни рассмотрения нейродинамических свойств. Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы. Общие и специальные способности. Библиографический указатель.
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|