Психология / Общая психология / Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии

Разделы психологии

Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии

Книги по психологии - Общая психология


Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии

 

Практикум представляет собой банк методик, позволяющих осуществлять исследование развития психических процессов и свойств личности в юношеском возрасте. Практикум предназначен для студентов педагогических вузов, изучающих общую психологию. Онможет быть использован учителями старших классов общеобразовательных школ,школьными психологами и всеми, интересующимися психологией. 

 

Главная задача практикума — углубить знания студентов попсихологии путем вовлечения их в психологические психодиагностическиеисследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитаниебудущих учителей как профессионалов.

 

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризоватьиндивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основныхсвойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.

 

I. Познавательные процессы.

II. Высшие познавательные процессы и процессыцелеобразования.

III. Эмоционально-волевыепроцессы.

IV. Индивидуально-типологическиеособенности личности.

 

Каждый раздел предваряется кратким описанием основныхпсихических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.

Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны,и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется впедагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведеночеткости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполненияисследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано встрого одинаковой последовательности:

a. предназначение методики и цель исследования;

b. материал и оборудование;

c. процедура исследования, которая включает описаниеусловий его проведения и инструкции;

d. обработка результатов;

e. анализ результатов и их интерпретация с помощью таблици шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованиюрезультатов с целью самосовершенствования испытуемого.

Учебная работа студентов с методиками предполагает изучениетеоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций,учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедуройисследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведениюдиагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить кпроведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет оработе вместе с выводами и рекомендациями.

 

Так как предлагаемые практикумом методики имеютпсиходиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться стребованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками.Эти требования таковы.

Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность:

A. Предварительно проконсультироваться с психологами,работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могутбыть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованныхметодик пользователь должен воспользоваться именно ими.

B. Если психологи предупреждают о том, что правильноеиспользование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальнойподготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другуюметодику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведениюпсиходиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

C. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическимметодикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всехтребований профессиональной тайны.

D. Пользователь следует всем этическим нормативам впроведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: онтак же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждатьиспытуемого о том, как будет использована информация.

E. Методики, не обеспеченные однозначной стандартнойинструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующиепараллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могутбыть использованы специалистами-не психологами.

F. Любой пользователь методик (тестов) содействуетпсихологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает мерыдля предотвращения некорректного использования методик.

G. Пользователи, не являющиеся профессиональнымипсихологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскуюдеятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационнойкомиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровенькак самих разработок, так и их автора.

Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, чтоосновная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать опсихологических качествах человека и применять знания в целях совершенствованияличности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчето проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировалпроцесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдениемвыполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогалрешить возникшие проблемы психологической этики.

Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать задинамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторятьисследования через определенные промежутки времени.

 

Содержание

 

Раздел I
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ
1. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека
2. Исследование зрительных ощущений
3. Исследование мышечно-суставных ощущений
ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ
4. Исследование наблюдательности
5. Исследование восприятия времени
6. Исследование познавательного контроля при восприятии
ТЕМА 3. ПАМЯТЬ
7. Исследование объема кратковременной памяти
8. Исследование опосредованного запоминания
9. Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
10. Исследование преобладающего типа запоминания
ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ
11. Исследование избирательности внимания
12. Исследование концентрации внимания
13. Исследование переключения внимания
Раздел II
ВЫСШИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕССЫ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ
14. Исследование влияние установки на способ решения задач
15. Исследование аналитичности мышления
16. Исследование рефлексивности мышления
ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ
17. Исследование продуктивности воображения
18. Исследование индивидуальных особенностей воображения
19. Исследование творческого воображения
ТЕМА 7. РЕЧЬ
20. Исследование ригидности речи
21. Исследование темпа устной речевой деятельности
22. Исследование эготизма
Раздел III
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 8. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
23. Исследование настроений
24. Исследование тревожности
25. Исследование эмоциональной отзывчивости
ТЕМА 9. ВОЛЯ
26. Исследование субъективного контроля
27. Исследование настойчивости
28. Исследование импульсивности
Раздел IV
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ТЕМА 10. ТЕМПЕРАМЕНТ
29. Исследование силы нервной системы
30. Исследование типа темперамента
31. Исследование свойств темперамента
ТЕМА 11. ХАРАКТЕР
32. Исследование склонности к риску
33. Исследование волевой саморегуляции
34. Исследование характерологических тенденций
ТЕМА 12. СПОСОБНОСТИ
35. Исследование умственных способностей
36. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей
ТЕМА 13. ЛИЧНОСТЬ
37. Исследование самооценки личности
38. Исследование уровня притязаний
39. Исследование эгоцентризма

 

Скачать





Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты