Психология / Общая психология / Карпов Л.В. - Общая психология

Разделы психологии

Карпов Л.В. - Общая психология

Книги по психологии - Общая психология


 Карпов Л.В. - Общая психология

 

Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

В данном учебном пособии будет рассматриваться другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология — учение о психике, душе. Отечественный психолог М.С. Роговин (1921—1993) утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.

Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859—1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода — самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу, факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

 

В учебнике изложены основные разделы учебного курса общей психологии, представлены традиционные и современные подходы к решению теоретических проблем данной области психологии.

Предназначается для студентов-психологов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

 

СОДЕРЖАНИЕ книги "Карпов Л.В. - Общая психология"

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ 5
§ 1. Что такое психология 5
§ 2. Возникновение психологии 7
§ 3. Предмет психологии 9
§ 4. Методы современной психологии 15
§ 5. Структура современной психологии 19
§ 6. Место психологии в системе наук 20
Глава 2. ПСИХИКА В ФИЛОГЕНЕЗЕ 24
§ 1. Этапы развития психики в филогенезе 24
§ 2. Инстинктивное поведение животных 26
§ 3. Научение у животных 29
§ 4. Проблема сознания у животных 36
Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 40
§ 1. Характеристика когнитивной психологии 40
§ 2. Ощущения 43
§ 3. Восприятие 52
§ 4. Внимание 55
§ 5. Память 65
§ 6. Мышление 77
§ 7. Интеллект 98
§ 8. Воображение . 106
§9. Речь . 112
Глава 4. ЛИЧНОСТЬ 122
§ 1. Определения личности 122
§ 2. Теории личности в зарубежной психологии 124
§ 3. Структура личности 128
§ 4. Типологии личности 132
§ 5. Половые различия 135
§ 6. Я-концепция 138
§ 7. Самооценка 140
§ 8. Психологическая защита
§ 9. Характер 148
Глава 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 153
§ 1. Общая характеристика функциональных и психических состояний 153
§ 2. Стресс 156
§ 3. Утомление 160
§ 4. Эмоции 163
§ 5. Воля 175
Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 182
§ 1. Предмет изучения психологии деятельности 182
§ 2. Виды деятельности 185
§ 3. Содержание и структура деятельности 189
§ 4. Теории мотивации 193
§ 5. Потребность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности . 195
§ 6. Организация деятельности 201
§ 7. Методы психологического изучения деятельности. . . 205
§ 8. Профессионально-важные качества 208
§ 9. Навыки и умения 211
§ 10. Учебная деятельность 214
§ 11. Игра как вид деятельности 220
Литература 228

 

 

Скачать





Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты