Психология / Другое / Организация комплексного индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ

Организация комплексного индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ

Новости психологии - Другое


С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Трудности,  выявленные в процессе взаимодействия педагогов с детьми ОВЗ:

  • Незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
  • Невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
  • Низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.

Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и  в общении со сверстниками:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
  • трудности в понимании инструкции;
  • инфантилизм;
  • нарушения координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность;
  • высокий уровень психомышечного напряжения.
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был выбран индивидуальный маршрут развития, разработанный МО педагогов-психологов г. Ханты-Мансийска.  Данный маршрут был взят за основу, доработан и составлена структура индивидуального маршрута  и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».

Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ ( Приложение 1.);
  2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.2.);
  3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
  4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
  5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 3.);
  6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
  7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);

 

п/п

Дата

Содержание деятельности

Примечание

1.

 

 

 

 

  1. Журнал регистрации работы с родителями детей с ОВЗ.

 

№ п/п

Дата

Консультируемый

/код

Повод обращения

Педагог/специа-лист Ф.И.О.

Примечание

1.

 

 

 

 

 

 

В результате внедрения комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ педагоги и специалисты отметили следующие положительные изменения в развитии детей:

  • Улучшилась мелкая  и крупная моторика у детей.
  • Повысилась познавательная активность.
  • При объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания.
  • Повысилась самооценка.
  • Лучше дети стали понимать, обращенную к ним речь взрослого.
  • Дети справляются с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия.

А так же тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволило на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с  детьми с ОВЗ.

 

В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы при работе с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в        группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.

Приложение 1

 

Соглашение

Я, _________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя)

даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка____________________________

(Ф.И.О. ребенка)

_________ группы №_____________________  специалистами МБДОУ _______________________________________________________________

Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Подпись родителя______________

 

 

Приложение 2

 

Специалисты, реализующие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ.

 

Иванова Наталья Ивановна

Должность:__________________________________

Образование:____________специальность____________

Педагогический стаж_____________________________

Квалификационная категория______________________

 

 

Приложение 3

 

……-…… учебный год

 

Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ф.И. ребенка, возраст, возрастная группа, дошкольное образовательное учреждение

Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста

1. Эмоционально-волевая сфера. Особенности вступления в контакт, в совместную деятельность со взрослым, преобладающее настроение, адекватность поведения, произвольность поведения, поведение при возникновении трудностей, реакция на успех и неуспех, формирование правильного поведения в коллективе, расторможенность, импульсивность, проявления агрессии (вербальной, невербальной), познавательная активность, самоконтроль, умение планировать свою деятельность, умение работать длительно и целенаправленно, доведение дела до конца, формирование мотивации деятельности, особенности общения (использование речи, жестов, мимики для общения). Особенности развития личности - усвоение моральных норм, подчинение своих поступков моральным и этическим нормам, появление самосознания, появление привычек, особенности характера.

2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).

Обучаемость: использует помощь взрослого, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому.

Способы выполнения, действие силой (допустимо до 3,5 лет), перебор вариантов, целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет), зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Отношение к неудаче: неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки).

Характер деятельности - наличие мотивации к деятельности.

Восприятие (перцептивные действия). Сравнение с эталоном при исследовании (ощупывание, обведение взглядом, выслушивание) — работает по образцу, выделяет цвет, форму, вели чину, материал, устанавливает пространственные отношения, на мыслительном плане (зрительно); пятый год жизни – усвоение многих сенсорных эталонов - бессистемно; шестой и седьмой годы жизни — усвоение системы эталонов, способность к обобщению, овладение словом-названием; целостное восприятие предмета и деление его на части (узнавание по отдельной части целого предмета), темп восприятия.

Внимание: произвольность, умение сосредоточиться на задаче, устойчивость, переключаемость, распределение, характер отвлекаемости.

Память: объем зрительной, слуховой (кратковременной), полнота отсроченного воспроизведения.

Мышление:

- наглядно-действенное: компоненты мыслительной деятельности (определение цели, анализ условий, выбор средств достижения, ориентировка в условиях практических задач, самостоятельность нахождения выхода в проблемной ситуации (преобразовывает свой прошлый опыт, находит новые пути его использования);

- наглядно-образное (основное): задачу решает не практически, а в уме (из частей целое), анализ объекта, выделение главного, оперирование образами; речь фиксирует образы-представления, появление слова-заместителя, вспомогательная роль речи - оценивает собственные действия, результат, планирует действия, привлекает прошлый опыт;

- наглядно-логическое - формирование элементов.

3. Развитие деятельности:

Игра - возникновение сюжета, в центре внимания ребенка отношения людей, использование предмета-заместителя, совместная деятельность.

Продуктивная деятельность:

Рисование - изображение предмета примитивные, схематич-ные, отражение частей, значимых для ребенка, человек «голо- воног» - к началу четвертого года жизни.

Изображение сюжета, ситуации, использование цвета, как средство изображения и передачи эмоций, настроения, использование всего пространства листа, отделение главного от вто ростепенного, вычленение контура, восприятие цвета, целостное изображение предмета.

Лепка восприятие объема.

Конструирование и аппликация - использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу.

4. Развитие крупной и мелкой моторики. Согласованность действий обеих рук, ведущая рука, зрительно-двигательная координация.

5. Развитие речи. Слово направляет деятельность, но наравне с наглядным способом передачи опыта; слово главное - вычленение не только цели, но и способа ее достижения, речь ребенка из сопровождающей переходит в фиксирующую, планирующую.

6. Новообразования.

В 3,5 года осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами (сверстниками). Эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.

В 4 года способен понять то, что не видел сам, но о чем ему рассказывали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке. Осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение. Способен к обобщению и подведению под понятие. Основные вопросы нормативного ребенка - почему? А у детей с задержкой психического развития - что? где? куда? Сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40-50 минут.

В 4,5 года способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос - зачем?

В 5 лет называет свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому; умеет пользоваться конструктором; собрать игрушку по схеме; нарисовать человека со всеми частями тела.

В 6-7 лет пишет свое имя, не переворачивая букв; раскладывает цифры от 1 до 9 в правильном порядке; способен заметить,

какие цифры отсутствуют, если убрали две из них; доступен  смысл простых пословиц и поговорок; легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ; без затруднений обобщает и вычленяет предметы; решает простые арифметические задачи; знает много игр, умеет выдумывать сюжет; ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми; изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

7. Заключение педагога-психолога (психологическое развитие соответствует возрастной норме; ниже нормы; развитие опережает возрастную норму).

Логопедическое представление

дошкольного возраста ребенка

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

3. Звукопроизношение.

4.   Фонематическое восприятие.

5. Состояние словаря.

6. Грамматический строй речи.

7.Связная речь.

8.Предварительное логопедическое заключение.

Цель индивидуального маршрута развития ребёнка.

Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка.

Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка

Специалист

Форма работы с ребёнком

Форма работы с родителями

Форма работы со специалистами ДОУ

Психолог

 

 

 

Педагоги

 

 

 

Логопед

 

 

 

Муз. руковод.

 

 

 

Инструктор по физ. развитию

 

 

 

 

Содержание индивидуального маршрута

развития ребёнка

Период: _______________

Диагностический этап

Психологическое сопровождение

Цель.

Задачи.

Логопедическое сопровождение

Цель.

Задачи.

Аналитический этап

Цель – определение задач коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также планирование работы с педагогами и родителями, каждым специалистом.

Медицинское сопровождение.

Психологическое сопровождение.

Логопедическое сопровождение.

Педагогическое сопровождение.

Музыкальное сопровождение.

Физическое сопровождение.

Стратегический  этап

Психологическое сопровождение

п/п

Период

Направления работы

с ребенком

с воспитателем

с родителями

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

Логопедическое  сопровождение

п/п

Период

Направления работы

с ребенком

с воспитателями

с родителями

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Психологические

Логопедические

И др.

Выводы и рекомендации по эффективности.

 

 

Авторы:

Авилова И.В., Тарасова Н.А.

педагоги-психологи

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №8 «Солнышко»

г. Ханты-Мансийск

 

 





Следующие материалы:
Предыдущие материалы:


 

Психология
Главная | Книги | Тесты | Тренинги | Консультация | Персонал | Видео | Новости | Психологу | Словарь | Форум | Контакты